О результатах проверки законности и результативности использования субвенций на жилые помещения для детей-сирот
Контрольно-счетная палата Кировской области совместно с контрольно-счетными комиссиями и прокуратурой области провела проверку законности и результативности использования субвенций, направленных местным бюджетам на приобретение жилых помещений в 2013-2014 году.
На указанные цели выделено 588,3 млн.рублей. За счет выделенных средств удалось обеспечить жильем 831 человека, на 2015 год запланировано обеспечить жильем еще 738 человек. Вместе с тем, количество детей имеющих право на получение квартир ежегодно растет. На учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, состояло: на 01.01.2013 – 461 человек; на 01.01.2014 – 1 783 человек; на 01.01.2015 – 2 183 человека.
В результате совместных действий проверены все администрации муниципальных образований и органы по опеке и попечительству области, департамент образования Кировской области, обследовано 100 % квартир купленных в 2013-2014 годах. Ответственные за реализацию полномочий по обеспечению сирот жилыми помещениями являются муниципальные органы по опеке и попечительству, департамент образования осуществляет контроль за качеством выполняемых полномочий.
В ходе проверки установлено:
Проверки показали, что жилье для детей-сирот приобреталось в основном на вторичном рынке, за исключением отдельных муниципальных образований, включая г. Киров, где оно строилось. Квартиры на вторичном рынке жилья администрациями покупались по ценам выше рыночных. В среднем завышение цены по одной квартире составляло от 100 до 350 тыс.рублей.
Администрациями для определения цены квартиры использовались нормативы стоимости 1 кв.м. жилого помещения, которые ежегодно утверждаются Правительством области для расчета планового объема субвенции и не могут использоваться в качестве фактической стоимости квартиры. Например, в Верхошижемском районе при покупке идентичных жилых помещений в одном доме № 20 по ул. Энтузиастов администрация городского поселения приобрела квартиру по цене 460 тыс. рублей исходя из сложившейся рыночной стоимости, а районная администрация по цене 681 тыс. руб. исходя из нормативной (дороже на 221,0 тыс.рублей).
Также администрациями в стоимость квартир включалась оплата услуг по продаже квартир оказываемых гражданами, не являющимися собственниками жилья. Это могут быть риелторы имеющие разрешение на работу с недвижимостью, могут быть и просто физические лица. Суммы вознаграждений третьим лицам в среднем составляют 100-250 тыс.рублей за одну квартиру. Только в Арбажском, Зуевском, Малмыжском, Кикнурском и еще нескольких районах жилье приобреталось у собственников.
Всего, по предварительным данным цены выше рыночных использованы при покупке 131 квартиры в 32 муниципальных образованиях области. Согласно примерным расчетам излишне затрачено средств субвенции на приобретение квартир 30 млн.рублей. На указанную сумму можно было дополнительно приобрести 47 квартир для детей-сирот. В настоящее время по установленным фактам прокуратурой области ведутся доследственные проверки в отношении должностных лиц и посредников. В Котельническом, Нолинском, Орловском, Кильмезском районах решается вопрос об уголовном преследовании участников сделок.
Город Киров в проверяемом периоде осуществлял строительство 4 новых домов для детей-сирот в Нововятском районе г. Кирова. Всего в результате строительства и сдачи нового жилья будут обеспечены жильем 155 детей-сирот, что составляет 54 % от детей-сирот не обеспеченных жильем на конец 2014 года. Поверка своевременности и качества строительства домов для детей-сирот в г. Кирове существенных нарушений не выявила.
Обследования квартир показали, что в 270 квартирах дети-сироты не проживают их стоимость составляет 171,2 млн.рублей. Основная причина невостребованности купленного жилья - отсутствие в местах приобретения квартир работы и учебных заведений. По данным КСП 60% квартир от общего количества не используется в виду того, что граждане выехали к месту работы и обучения в города области и других регионов. Кроме того, приобретенные квартиры не устраивают сирот (далеко от центра, неблагоустроенные и т.д.), сироты выезжают на постоянное место жительства к опекунам, женам (мужьям), служат в армии, находятся в местах лишения свободы и т.д.
Кроме того установлено, что сиротами сдано в аренду посторонним лицам с целью получения дохода 55 квартир общей стоимостью 33,7 млн. рублей, что запрещено, так как жилье с 2013 года является муниципальной собственностью и может сдаваться в поднаем на случай временного выбытия сироты только с разрешения администрации.
В ходе проверочных мероприятий установлены 2 факт нецелевого использования жилья купленного для детей-сирот в Оричевском районе на сумму 1 363,5 тыс.рублей.
Проверки состояния квартир выявили факты несоответствия технического и санитарного состояния квартир заявленным в муниципальных контрактах, 22 квартиры в 8 муниципальных образованиях области не соответствуют санитарным нормам и техническим характеристикам ( 2,6 % от общего количества купленных квартир).
Просроченная задолженность граждан получивших квартиры по коммунальным услугам более 2,5 млн. руб., и она есть по всем муниципалитетам области.
Результаты контрольного мероприятия свидетельствуют, что органами по опеке и попечительству не в полном объеме выполняются переданные им полномочия. Департаментом образования в свою очередь не осуществляется контроль за качеством исполнения переданных полномочий. Кроме того, законодательство регулирующее предоставление жилья детям-сиротам требует доработки.
Всего в ходе проверки установлено 1389 нарушений на сумму 76 739 тыс. рублей, в том числе. В адрес проверенных учреждений, контрольно-счетными органами направлено 37 представления по устранению выявленных нарушений и замечаний. Привлечено к дисциплинарной ответственности 18 должностных лиц. На данный момент из них устранено нарушений на сумму 14393,2 тыс. рублей или 35,5 % от возможных к устранению нарушений. Произведено заселение 16 квартир, погашена часть задолженности за коммунальные платежи. Работа по устранению нарушений продолжается.
Итоги контрольного мероприятия рассмотрены на заседании коллегии Контрольно - счетной палаты Кировской области. Правительству Кировской области предложено изучить практику других субъектов РФ и Приволжского федерального округа по привлечению к выполнению поставленной задачи по обеспечению детей-сирот жильем других органов власти, например в сфере социальной защиты или имущественных отношений. Депутатам Законодательного Собрания предложено рассмотреть на заседания профильного комитета вопрос о совершенствовании законодательства в сфере обеспечения детей-сирот жилыми помещениями.