Результаты деятельности

О результатах проверки законности и результативности использования субвенций на жилые помещения для детей-сирот

О результатах проверки законности и результативности использования субвенций, направленных местным бюджетам из областного бюджета в 2013-2014 годах на выполнение отдельных государственных полномочий по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в соответствии с Законом Кировской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей попавших в сложную жизненную ситуацию.

Контрольно-счетная палата Кировской области совместно с контрольно-счетными комиссиями и прокуратурой области провела проверку  законности и результативности использования субвенций, направленных местным бюджетам на приобретение жилых помещений   в  2013-2014 году.

На указанные цели выделено 588,3 млн.рублей. За счет выделенных средств удалось обеспечить жильем  831 человека, на 2015 год запланировано  обеспечить жильем  еще 738 человек.  Вместе с тем, количество детей имеющих право на получение квартир ежегодно растет.  На учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, состояло: на 01.01.2013 – 461 человек; на 01.01.2014 – 1 783 человек; на 01.01.2015 – 2 183 человека.

В результате совместных действий проверены все администрации муниципальных образований и органы по опеке и попечительству области, департамент образования Кировской области, обследовано 100 % квартир купленных в 2013-2014 годах. Ответственные за реализацию полномочий по обеспечению сирот жилыми помещениями являются муниципальные органы по опеке и попечительству, департамент образования осуществляет контроль за качеством выполняемых полномочий.

В ходе проверки установлено:

Проверки показали, что жилье для детей-сирот приобреталось в основном на вторичном рынке,  за исключением отдельных муниципальных образований, включая г. Киров, где оно строилось. Квартиры на вторичном рынке жилья  администрациями покупались по ценам выше рыночных. В среднем завышение цены  по одной квартире   составляло от 100 до 350 тыс.рублей.

Администрациями для определения цены квартиры  использовались нормативы стоимости 1 кв.м. жилого помещения, которые ежегодно  утверждаются Правительством области для расчета планового объема субвенции и не могут использоваться в качестве фактической стоимости квартиры.  Например, в  Верхошижемском районе   при покупке идентичных жилых помещений в одном доме № 20 по ул. Энтузиастов администрация городского поселения  приобрела квартиру по  цене 460 тыс. рублей исходя из сложившейся рыночной стоимости, а районная администрация по цене 681 тыс. руб. исходя из нормативной (дороже на 221,0 тыс.рублей).

Также администрациями  в стоимость квартир включалась оплата услуг  по продаже квартир оказываемых гражданами, не являющимися собственниками жилья.   Это могут быть риелторы имеющие  разрешение на работу с недвижимостью, могут быть и просто физические лица. Суммы вознаграждений третьим лицам  в среднем составляют 100-250 тыс.рублей за одну квартиру. Только в Арбажском, Зуевском, Малмыжском, Кикнурском и еще нескольких  районах жилье приобреталось у собственников.

Всего, по предварительным данным цены выше рыночных использованы  при покупке 131 квартиры в 32 муниципальных образованиях области. Согласно примерным расчетам излишне затрачено средств субвенции на приобретение квартир 30 млн.рублей. На указанную сумму можно было дополнительно приобрести 47 квартир для детей-сирот. В настоящее время  по установленным фактам прокуратурой области ведутся доследственные проверки в отношении должностных лиц и посредников. В Котельническом, Нолинском, Орловском, Кильмезском районах решается вопрос об уголовном преследовании участников сделок.

Город Киров  в проверяемом периоде осуществлял строительство 4 новых домов для детей-сирот в Нововятском районе г. Кирова. Всего в результате строительства и сдачи  нового жилья будут обеспечены жильем 155 детей-сирот, что составляет 54 %  от  детей-сирот не обеспеченных жильем на конец 2014 года. Поверка своевременности и качества строительства домов для детей-сирот в г. Кирове существенных нарушений не выявила.

Обследования квартир показали, что  в 270 квартирах   дети-сироты не проживают  их стоимость составляет 171,2 млн.рублей. Основная причина невостребованности купленного жилья -  отсутствие в местах приобретения квартир  работы и учебных заведений. По данным КСП 60% квартир от общего количества не используется в виду того, что граждане выехали к месту работы и обучения в города области и других регионов. Кроме того,  приобретенные квартиры не устраивают сирот (далеко от центра, неблагоустроенные и т.д.), сироты  выезжают на постоянное место жительства к опекунам, женам (мужьям), служат в армии, находятся в местах лишения свободы и т.д.

Кроме того установлено, что сиротами сдано в аренду посторонним лицам с целью получения дохода 55 квартир общей стоимостью 33,7 млн. рублей, что запрещено, так как жилье с 2013 года является муниципальной собственностью и может сдаваться в поднаем на случай временного выбытия сироты только с разрешения администрации.

В ходе проверочных мероприятий установлены  2 факт нецелевого использования жилья купленного для детей-сирот в Оричевском районе на сумму  1 363,5 тыс.рублей. 

Проверки  состояния квартир выявили факты несоответствия технического и санитарного  состояния квартир  заявленным в муниципальных контрактах, 22 квартиры в 8 муниципальных образованиях области не соответствуют санитарным нормам  и техническим характеристикам ( 2,6 % от общего количества купленных квартир).

Просроченная задолженность  граждан получивших квартиры по коммунальным услугам более 2,5 млн. руб., и она есть по всем муниципалитетам области.  

Результаты контрольного мероприятия свидетельствуют, что    органами по опеке и попечительству  не в полном объеме выполняются переданные им полномочия. Департаментом образования  в свою очередь не осуществляется контроль за качеством исполнения переданных полномочий. Кроме того, законодательство регулирующее предоставление жилья детям-сиротам требует доработки.

Всего в ходе проверки установлено 1389 нарушений на сумму 76 739 тыс. рублей, в том числе. В адрес проверенных учреждений,  контрольно-счетными органами  направлено 37 представления по устранению выявленных нарушений и замечаний. Привлечено к  дисциплинарной ответственности 18 должностных лиц. На данный момент из них устранено  нарушений на сумму 14393,2  тыс. рублей или 35,5 % от возможных к устранению нарушений.  Произведено заселение 16  квартир, погашена часть задолженности за коммунальные платежи.  Работа по устранению нарушений продолжается.

Итоги контрольного мероприятия рассмотрены на заседании коллегии Контрольно - счетной палаты Кировской области. Правительству Кировской области предложено изучить практику других субъектов РФ и Приволжского федерального округа по привлечению к выполнению поставленной задачи по обеспечению детей-сирот жильем других органов власти, например в сфере социальной защиты или имущественных отношений. Депутатам Законодательного Собрания предложено рассмотреть на заседания  профильного комитета вопрос о совершенствовании законодательства в сфере обеспечения детей-сирот жилыми помещениями.