Результаты деятельности

Результаты проверки эффективности использования бюджетных средств с применением механизма государственно-частного партнёрства.

Контрольно-счетной палатой Кировской области совместно с департаментом финансов Кировской области проведена проверка эффективности использования бюджетных средств с применением механизма государственно-частного партнёрства за 2011-2014 годы.

Контрольно-счетной палатой Кировской области совместно с департаментом финансов Кировской области проведена проверка эффективности использования бюджетных средств с применением механизма государственно-частного партнёрства за 2011-2014 годы, а также эффективности использования субсидий, выделенных на приобретение зданий для размещения образовательных организаций, строительство которых первоначально осуществлялось в рамках соглашений о партнерстве.

Первый проект государственно-частного партнёрства (далее – ГЧП) в Кировской области был реализован в 2010 году в дорожной сфере, а всего с 2010 по 2014 годы в Кировской области реализованы проекты ГЧП в форме договоров подряда на общую сумму 2 987 млн. руб.

За счет этих средств отремонтированы почти 300 км дорог, произведены ремонт искусственных сооружений и другие работы на 103 объектах дорожной инфраструктуры.

В 2014 году завершены работы по строительству четырех котельных на местных видах топлива в наиболее «проблемных» (с точки зрения теплоснабжения) районах Кировской области – Верхнекамском и Котельничском.

Проведена реконструкция здания школы пгт Вахруши под дошкольное отделение и комплекса зданий Просницкого лицея. В настоящее время ведется строительство детского сада в селе Новая Смаиль Малмыжского района, стоимостью 44,3 млн. руб.

Кроме того, в проверяемом периоде планировалась реализация проектов ГЧП в сфере здравоохранения и культуры. Однако Правительство области отказалось от реализации этих проектов с использованием инструментов ГЧП.

Результаты проверки свидетельствуют о наличии положительного социального-экономического эффекта от проведенных работ в рамках ГЧП в части развития общественной инфраструктуры. При этом применение механизма ГЧП в форме договора подряда при строительстве (реконструкции, ремонте) объектов недвижимости для государственных и муниципальных нужд создаёт риски неэффективного расходования бюджетных средств и признания соглашений о ГЧП в форме договора подряда противоречащими законодательству о размещении государственного заказа, что подтверждается сложившейся административной и судебной практикой.

При этом иные формы реализации проектов ГЧП, включая форму государственного контракта, в проверяемом периоде не применялись.

По итогам проведения конкурсных процедур по отбору частных партнеров на выполнение работ по 110 объектам ГЧП на общую сумму 3 032 млн. руб. экономия (бюджетная эффективность) имеется только по двум объектам в сфере образования в 2011 и 2013 годах на общую сумму 700 тыс. руб., что составляет 0,15 % от их начальной (максимальной) цены.

При этом отказ от ГЧП в сфере культуры и дорожного хозяйства и заключение государственных (муниципальных) контрактов позволили сэкономить в 2013-2014 гг. средства областного бюджета на сумму более 29 млн. руб. за счёт проведения конкурсных процедур и повысить уровень конкурентной активности в дорожном хозяйстве.

Из-за включения по объектам ГЧП в сфере образования в начальную (максимальную) цену уже оплаченных проектных работ, инженерных изысканий, экспертизы и других видов работ, департаментом образования завышена начальная (максимальная) цена на сумму более 10 млн. руб.

При заключении соглашений о ГЧП не выполняются условия участия Кировской области в проектах государственно-частного партнерства, установленные областным Законом о ГЧП: в соглашениях не установлены способы обеспечения исполнения обязательств и страхование в связи с исполнением соглашения о партнерстве.

Проверка показала, что реализация соглашений о ГЧП в форме договора подряда позволяет заказчикам и частным партнерами при исполнении соглашений произвольно изменять виды и объемы работ, проектные решения, сроки реализации проектов, произвольно подходить к определению размера штрафных санкций, без обоснования использовать коэффициенты удорожания строительства.

Например, при реконструкции зданий ОГОУ «Просницкий лицей» частным партнером неправомерно предъявлены, а департаментом образования приняты работы с применением повышающего коэффициента, который не предусмотрен конкурсной документацией, проектной документацией, и не предусмотрен соглашением о ГЧП (учитывая, что бюджет еще не полностью оплатил расходы частного партнера на строительство объекта, имеется риск нанесения ущерба областному бюджету на общую сумму более 47 млн. рублей).

При строительстве детского сада в г. Нолинске частным партнёром не использовалась проектная документация, на разработку которой израсходованы средства местного бюджета на сумму 1,3 млн. руб., вследствие чего допущены неэффективные расходы на указанную сумму (строительство велось по проекту частного партнёра).

Проверкой реконструкции здания школы в пгт Вахруши было установлено, что в ходе реконструкции главой администрации Слободского района регулярно изменялись объемы работ и составлялись уточненные сметы. Разрешение на ввод в эксплуатацию, а также акты о приемке выполненных работ подписаны администрацией района и представителями КОГКУ «УКС» (осуществлял строительный контроль) почти за месяц до завершения реконструкции объекта.

Также администрацией Слободского района неправомерно приняты и оплачены невыполненные частным партнером проектные работы в размере 217,6 тыс. руб.

По всем проектам ГЧП частными партнерами нарушены сроки выполнения работ, а неустойка за нарушение сроков выполнения работ не взыскивается или не предусмотрена. Вместо предъявления санкций в нарушение положений законодательства заключаются дополнительные соглашения, продляющие сроки выполнения работ, а условия оплаты остаются прежними, что приводит к сокращению периода рассрочки, тем самым ухудшая положение заказчика – Кировской области (муниципальных образований).

Например, за три недели до истечения срока выполнения работ по реконструкции комплекса зданий ОГОУ «Просницкий лицей» департаментом образования заключено дополнительное соглашение, которым срок окончания работ перенесен с 20.12.2013 на 31.07.2014. В результате частный партнер был освобожден от потенциальной ответственности за нарушение срока выполнения работ. Расчётный объем неустойки составляет по условиям конкурса более 70 млн. руб.

Кроме того, проверкой департамента ЖКХ было выявлено, что несоблюдение частным партнером сроков строительства объектов теплоснабжения привело к введению в декабре 2013 года в пгт. Светлополянск Верхнекамского района режима чрезвычайной ситуации и дополнительным бюджетным расходам на ремонт оборудования в старой котельной в объеме 1,5 млн. руб., которые взысканы с бюджета поселения в судебном порядке. 

После реализации проекта ГЧП по строительству котельных угроза чрезвычайной ситуации ликвидирована, на системах теплоснабжения в пгт. Рудничный и п. Ленинская Искра снята «зависимость» от завозных, дорогостоящих видов топлива, что также привело к снижению нагрузки на областной бюджет по предоставлению субсидий предприятиям ЖКХ примерно 30 млн. руб. в год.

Необходимо отметить, что при реализации проектов ГЧП отсутствовал единый подход к способу возмещения частному партнеру затрат или неполученных доходов в связи с исполнением обязательств по соглашению о ГЧП. Так, департаментами дорожного и жилищно-коммунального хозяйства предоставлялись субсидии частному партнеру, а департаменты культуры и образования вместо использования предусмотренных областным Законом о ГЧП финансовых инструментов в виде предоставления субсидий частному партнеру, позволяющих контролировать обоснованность таких расходов, применяли фиксированные коэффициенты «удорожания сметной стоимости на прогнозируемую процентную ставку по привлекаемым кредитным ресурсам» – 13 %, 15 %.

Проверкой проектов, первоначально реализовывавшихся за счёт бюджетных средств с применением механизма государственно-частного партнёрства было установлено, что на завершающем этапе строительства соглашения о ГЧП по строительству четырех объектов образования были расторгнуты и заключены договоры купли-продажи зданий, что, по мнению КСП, снижает результативность использования бюджетных средств.

Договоры купли-продажи зданий заключены без проведения конкурсных процедур, экономическая (бюджетная) эффективность отсутствуют. При этом цена приобретенных зданий детских садов в г. Нолинске и пгт Верхошижемье необоснованно завышена на общую сумму 20 562,2 тыс. руб. – в цену по обоим объектам вторично включена прибыль предпринимателя и другие расходы, уже учтенные в сметной стоимости зданий.

Итоги контрольного мероприятия свидетельствуют, что «непрофильные» (с точки зрения расходования бюджетных средств на строительство) органы исполнительной власти не в полной мере справляются с обязанностями по эффективному расходованию бюджетных средств в данной сфере. По мнению КСП, для таких органов исполнительной власти необходимо формирование единого центра ответственности за использованием средств областного бюджета на строительство (реконструкцию) объектов недвижимости.

Достигнутый при реализации проектов ГЧП результат, как правило, не является следствием применения именно механизма ГЧП и мог быть получен и при осуществлении закупок на основе государственных (муниципальных) контрактов. При этом частным партнёрам (подрядчикам) оплачиваются все их издержки, связанные с реализацией проектов ГЧП. Таким образом, конечный результат реализованных проектов не содержит материальных и финансовых вложений частных партнёров.

По мнению Контрольно-счётной палаты, в условиях дефицита бюджетных средств в дальнейшем целесообразно развивать иные формы ГЧП, такие как концессионное соглашение и аренда с инвестиционными условиями.

Результаты проверки 23.04.2015 были рассмотрены на Коллегии Контрольно-счётной палаты с участием заместителя Председателя Правительства области А. Б. Кузнецова, председателя комитета по бюджету и налогам Законодательного Собрания Кировской области В. Г. Бакина, председателя комитета по энергетике, жилищно-коммунальному комплексу, строительству, транспорту и связи Законодательного Собрания Кировской области В. Н. Женихова, главы департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области Л. И. Князькина, главы департамента образования Кировской области А. М. Чурина, и.о. главы департамента строительства и архитектуры Кировской области В. М. Богомолова, представителей департамента финансов области и областной прокуратуры.

На заседании Коллегии принято решение направить отчет о результатах проверки и предложения КСП Губернатору Кировской области в Законодательное собрание Кировской области. Также будут направлены представления и информационные письма для принятия мер по устранению выявленных нарушений в адрес главы департамента образования Кировской области и глав администраций Малмыжского, Нолинского, Верхошижемского и Слободского районов.

Информация о результатах принятых мер будет размещена на сайте КСП.