Новости Контрольно-счетной палаты

Выступление председателя Контрольно-счетной палаты Кировской области Лаптева Ю.Н. перед депутатами Законодательного собрания Кировской области

Законодательное собрание Кировской области приняло закон «Об утверждении отчета о исполнении областного бюджета за 2015 год». Председатель Контрольно-счетной палаты Кировской области Лаптев Ю.Н. дал свои оценки по исполнению областного бюджета в 2015 году.

Заключение на отчет об исполнении областного бюджета Контрольно-счетной палатой  было представлено в Областное Законодательное Собрание Кировской области 13 мая.

В этом году анализ расходов бюджета произведен через оценку эффективности исполнения каждой государственной программы.

Кроме того, в Заключении дана оценка реализации в 2015 году основных направлений бюджетной политики, которые были изложены в бюджетном послании Губернатора области, напомню, это:

  • расширение доходной базы области;
  • вывод серых зарплат из тени;
  • совершенствование налогового законодательства по предоставлению налоговых льгот;
  • реализация плана мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых налогов, а также по сокращению недоимки и т.д.

Итоги года показывают, что не все поставленные задачи удалось выполнить в полном объеме.

Несмотря на сложные финансово-экономические условия в целом план по доходам выполнен на 100,2% к уточненному и 112,2% к первоначальному плану.

Анализ социально-экономического развития Кировской области за 2015 год показал, что в Кировской области обеспечен рост индекса промышленного производства относительно 2014 года, увеличен объем прибыли организаций и, как следствие, увеличены поступления в областной бюджет по налогу на прибыль организаций. 

Вместе с тем не достигнуты запланированные показатели по реальным доходам населения и темпу роста заработной платы, в результате, не были выполнены первоначальные  плановые  назначения по налогу на доходы физических лиц (исполнение составило 93,1%, или меньше на 715 млн. рублей от первоначального плана).

Понимаю, что в сложных финансово-экономических условиях, непросто балансировать бюджет, тем не менее, считаю необходимым обратить ваше внимание  на то, что некачественное прогнозирование  и завышение планов по поступлению налогов создает риск принятия расходных обязательств, необеспеченных реальными доходными источниками.

Учитывая то, что сегодня ситуация с исполнением бюджета складывается не менее сложной, Контрольно-счетная палата  рекомендует Правительству области принять дополнительные меры по обеспечению сбалансированности бюджета и оптимизации расходов.

За последние четыре года,  по просьбе депутатов  мы провели несколько экспертно-аналитических мероприятия по вопросам эффективности действия предоставляемых налоговых льгот частным инвесторам по налогам на имущество и налогу на прибыль.   

Как показал анализ, льготы не всегда действуют эффективно, при этом областной бюджет теряет значительные суммы. В прошедшем году этому вопросу было уделено достаточно много внимания и со стороны Правительства области и Законодательного Собрания.  Однако процесс пересмотра регионального законодательства, регламентирующего предоставление налоговых льгот, остается не завершенным. И мы в заключении обратили на это внимание.

В ходе исполнения бюджета по нашему мнению недостаточно эффективно реализовывался План мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, в части создания условий для развития экономического потенциала области.

Так, не выполнены задачи по созданию (функционированию) парковых зон интенсивного развития и новых рабочих мест на их территории, а также по обеспечению производства продукции на предприятиях резидентов промышленных парков, это, по нашему мнению, свидетельствует о низкой экономической и бюджетной эффективности вложенных в строительство промпарков инвестиций.

Анализируя результаты исполнения бюджета мы, как я уже отметил, провели экспертизу всех государственных программ, которые реализовывались в 2015 году.

К сожалению, сегодня, при отсутствии актуализированной Стратегии оценить влияние на социально-экономическое развитие области государственных программ и, соответственно, затраченных финансовых ресурсов достаточно сложно.

Поэтому мы вынуждены еще раз обратить  внимание на необходимость завершения мероприятий по актуализации Стратегии социально-экономического развития Кировской области и определения новых целевых ориентиров и задач государственных программ Кировской области.

В ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий мы часто отмечаем необоснованное занижение целевых показателей эффективности органами исполнительной власти, что влияет, в конечном итоге, на объективность оценки использования бюджетных средств в рамках этих программ.

Наибольше количество вопросов у Счетной палаты вызывает реализация государственной программы по развитию промышленного комплекса. К сожалению, результаты проведенных контрольных мероприятий не  способствовали  принятию соответствующих мер со стороны министерства.

Недостаточно эффективно, на наш взгляд, реализованы государственные программы по развитию транспортной системы,  повышению эффективности реализации молодежной политики и организации отдыха и оздоровления детей и молодежи, занятости населения. Отдельные вопросы по реализации этих государственных программ мы оценим в ходе контрольных мероприятий уже в текущем году.

В целом Бюджетный процесс в Кировской области в 2015 году,  соответствовал основным требованиям федерального и областного законодательства. Рекомендуем принять Закон об исполнении областного бюджета в двух чтениях.

Дополнительные материалы