Новости Контрольно-счетной палаты

Выступление председателя КСП Кировской области Ю.Н. Лаптева на заседании Законодательного Собрания 26.06.2013

Уважаемые депутаты!
По исполнению бюджета в Законодательное Собрание от Контрольно-счетный палаты представлены два документа.

-Отчет о внешней проверке бюджетной отчетности, включая отчетность главных администраторов бюджетных средств.

-Заключение на  проект закона об исполнении областного бюджета, в котором проанализирован отчет Правительства и представленные приложения, т.е. анализ проведен достаточно обстоятельный.

Как известно областной бюджет на 2012г. был сформирован исходя из умеренно-оптимистичного варианта развития области. И, несмотря на снижение динамики отдельных макроэкономических показателей по итогам 2012 года, это было оправдано. В 2012 были  сохранены приоритеты бюджетной политики, направленные на обеспечение социальных обязательств перед жителями области.

Первоначальный план выполнен по всем видам налоговых доходов за исключением налога на прибыль. Прибыль прибыльных предприятий составила 19,9 млрд.рублей, что на 6% меньше 2011 г.  Основное снижение произошло в химической отрасли.

При росте налоговых поступлений не удалось добиться снижения недоимки, которая на начало текущего года превысила 800 млн. рублей и увеличилась к уровню предыдущего года на 33,5%,  хотя условия по сравнению с 2011 годом существенно не изменились. Только задолженность по налогу на доходы физических лиц без учета урегулированной задолженности составила 241 млн. руб. Считаем, что работа с недоимкой может стать существенным резервом пополнения доходов бюджета.

Проверки КСП, проведенные  в прошлом году, свидетельствовали о наличии резервов увеличения неналоговых доходов бюджета:

-за счет вовлечения в хозяйственную деятельность неиспользованного имущества, в том числе земли,

-повышения  качества администрирования доходов от использования и продажи имущества (своевременная индексация арендной платы,  взыскание задолженности по платежам  и т.д.),

-значительным резервом  являются суммы штрафных санкций,  не предъявленные  госзаказчикам за неисполнение обязательств по государственным контрактам.  По результатам проверок КСП в сфере капремонта и строительства эта сумма составила почти 46 млн. руб.,

-необходимо повысить эффективность работы акционерных обществ с долей участия Кировской области.

С 2010 года на приобретение дополнительных выпусков акций  направлено 1 млрд.200  млн. рублей. При этом доходы в виде прибыли,  приходящиеся на доли в уставном капитале и от дивидендов по акциям, снизились на 68,4% и составили в 2011 году 30 млн.руб., в 2012г. – 25 млн. рублей.

Расходы областного бюджета по отношению к 2011 г. уменьшились на 109,3 млн.рублей.  Сумма неиспользованных  ассигнований составила 1,4 млрд.рублей. Это ниже чем в 2011г на 300 млн.руб.

 Основными причинами,  по мнению КСП, является не только позднее поступление средств из федерального бюджета, но и неэффективная работа заказчиков, прежде всего на муниципальном уровне, затягивание сроков подготовки областных актов по порядку расходования средств, затягивание сроков проведения конкурсных процедур, ненадлежащее исполнение подрядчиками своих обязательств.

Задача повышения эффективности бюджетных расходов решалась в прошлом году за счет равномерного использования бюджетных средств в течение года. И здесь действительно есть позитивные сдвиги, но при этом у 17 главных распорядителей бюджетных средств (46% от их общей численности)  доля расходов в 4 квартале превысила 35%.

Проблема эффективности использования бюджетных средств имеет место  при реализации областных целевых программ, на финансирование которых было израсходовано 18 млрд.рублей.  При этом из 40 ОЦП освоение средств областного бюджета более 95% обеспечено по  31 ОЦП, а с учетом привлечения внебюджетных источников – по 23. Показатели эффективности в полном объеме выполнены по 12 ОЦП.

Имеют место факты, когда при полном обеспечении финансовыми ресурсами, их освоении и выполнении мероприятий,  показатели эффективности программ не достигаются.  В заключение КСП  дан полный перечень таких программ.

Анализ эффективности использования средств  в рамках ОЦП свидетельствует о том, что в ряде программ отсутствует взаимосвязь мероприятий с показателями эффективности, а целевые показатели не всегда  увязываются с приоритетами социально-экономического развития Кировской области.

Поэтому задача,   обозначенная  основными направлениями бюджетной политики – обеспечить тесную связь стратегического и бюджетного планирования в ходе исполнения бюджета 2012,  реализована не в полной мере.

Мы специально обращаем внимание на эту проблему, поскольку она актуальна для реализуемых в 2013 году госпрограмм.  На это  КСП указывала при проведении  экспертизы  их проектов.

Еще одна проблема - обеспечение сбалансированности бюджета и сдерживание роста государственного долга.

На протяжении последних трех лет мы постоянно обращаем внимание депутатов на увеличение дефицита областного бюджета. В течение 2012 года вносимыми поправками размер дефицита устанавливался на близком  к  предельному значению уровне. В окончательной редакции закона он составил 99,3% от предельного уровня. Фактически размер дефицита увеличился на 14,5% и на 3,4% превысил предельно установленный  Бюджетным кодексом.

Госдолг по сравнению с 2011 годом вырос на 30,8%. Его размер на 90 млн.рублей превысил верхний предел, установленный законом Кировской области  «Об областном бюджете на 2012 год».

Превышение верхнего предела произошло в связи с переносом сроков возврата федеральных бюджетных кредитов. Решение об этом было принято Минфином после 20 декабря, и  у Правительства не было возможности внести поправки в закон. Следует отметить, что предельный лимит  заимствований, установленный Бюджетным, кодексом не нарушен. Он не превысил суммы направленной на финансирование дефицита  и покрытие долговых обязательств.

Коллизии  можно было избежать, если бы дефицит  в ходе исполнения бюджета не находился на критическом уровне, а имел определенный запас.  КСП считает необходимым обратить внимание на то, что расходы на обслуживание госдолга по сравнению с 2011 годом увеличились в 2 раза и составляют 422,7 млн. руб.

Исходя из изложенного, КСП рекомендует Правительству снижать объемы кредитных средств, искать внутренние резервы покрытия дефицита. А они есть!