Депутаты Законодательного Собрания проинформированы о работе Контрольно-счетной палаты в 2014 году
План контрольных мероприятий работы КСП на 2014 год выполнен в полном объеме. В течение прошедшего года проведено 61 контрольное и экспертно-аналитическое мероприятие. По результатам проведенных мероприятий выявлено нарушений на общую сумму 1649,4 млн. рублей. Наибольшая сумма нарушений связана с использованием средств с нарушением законодательства и с использованием государственного имущества.
92,5% финансовых нарушений устранены. Это самый высокий за последние годы процент устранения нарушений и этому способствовали: постоянная работа с органами власти по исполнению представлений Контрольно-счетной палаты, практика проведения расширенных Коллегий по рассмотрению итогов контрольных мероприятий с участием заместителей Председателя Правительства области, Губернатора Кировской области, глав муниципальных образований, а также активное взаимодействие с депутатами Законодательного Собрания.
Контрольно-счетной палатой проводилась экспертиза проектов законов, влияющих на формирование и исполнение областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования. Всего было рассмотрено 12 проектов областных законов и 20 проектов нормативных правовых актов Правительства Кировской области.
Благодаря взаимодействию с комитетами Законодательного Собрания замечания и предложения к проектам нормативных правовых актов обсуждались оперативно и в рабочем порядке.
В 2014 году Контрольно-счетной палатой проведено 20 контрольных мероприятий, проверено 79 объектов. Объем средств, охваченных контрольными мероприятиями, составил 17,3 млрд. рублей, или 29,6% объема областного бюджета, это больше, чем в предыдущем году.
В целом итоги работы Контрольно-счетной палаты в отчетном году свидетельствуют о повышении качества управления финансами, отмечается существенное снижение объемов неэффективного использования бюджетных средств. Вместе с тем выявлены различные нарушения и недостатки в финансово-бюджетной сфере.
Значительный объем нарушений ежегодно отмечается нами в строительстве, как правило, это:
-нарушения, связанные с выполнением работ по некачественной или непроверенной проектной документации, следствием которых является завышение стоимости работ, затягивание сроков, снижение качества;
-приёмка невыполненных или некачественно выполненных работ;
-непредъявление штрафных санкций за несвоевременное или некачественное выполнение работ.
Поэтому контроль за эффективным расходованием средств в строительстве остается в числе наших приоритетов и в текущем году. Очевидно, что здесь есть большие резервы для экономии бюджетных расходов.
Со вступлением в силу Федерального закона о контрактной системе в сфере госзакупок с 2014 года у Контрольно-счетной палаты появились новые полномочия по проведению аудита эффективности государственных закупок.
К сожалению, органам исполнительной власти пока не удается добиться желаемой эффективности государственных закупок и одной из причин здесь является сложность перехода на контрактную систему (изменение и усложнение требований к проведению процедур госзакупок). Кроме того, имеющие место нарушения требований Федерального закона создают риски не достижения целей государственных закупок и снижают их эффективность.
Учитывая сложность перехода на контрактную систему, КСП сегодня старается работать на предупреждение нарушений, доводя до органов власти информацию о зонах риска возможных нарушений при проведении процедур госзакупок. Но при этом контроль за расходованием бюджетных средств при осуществлении закупок мы будем усиливать с тем, чтобы реализация закона позволила обеспечить реальную экономию денег.
За последние два года КСП проверено достаточное количество унитарных предприятий и акционерных обществ с долей участия Кировской области и можно с уверенностью сказать, что государственные предприятия, как, правило, имеют существенные резервы экономии затрат, повышения эффективности работы и, соответственно, возможности для увеличения отчислений в бюджет области. Важно обеспечить эффективную систему их организации и управления, а может быть и провести реформирмирование.
Достаточно широкий круг полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом собственника позволяет практически бесконтрольно руководителям предприятий управлять финансовыми потоками и принимать решения об использовании прибыли. Мы имеем на сегодня печальный опыт руководителей областного фонда поддержки предпринимательства и унитарного предприятия «Полиус». В первом случае возбуждено уголовное дело по факту неправомерных выплат премии самому себе и нанесение ущерба фонду. Во втором случае неправомерные выплаты возвращены в кассу предприятия, а руководитель освобожден от занимаемой должности.
В рамках задач, поставленных Президентом РФ перед контрольно-счетными органами в условиях экономического кризиса, возрастает роль оперативного контроля за исполнением областного бюджета. В своих заключениях мы неоднократно в течение года указывали на нереалистичность прогнозов по доходам областного бюджета, что несло в себе риски неисполнения принятых расходных обязательств. В итоге, только в декабре были внесены изменения в областной бюджет в части сокращения налога на прибыль в размере 397,3 млн. рублей и сокращения объема расходов на 359,4 млн. рублей (фактически налог на прибыль исполнен со снижением к утвержденному плану почти на 1 млрд. рублей).
Учитывая, что проект областного бюджета на 2015 год формировался с учетом неблагоприятных макроэкономических условий, которые не позволят обеспечить необходимый уровень собственных доходов областного бюджета (прогнозируемый рост доходов на 2,9%), особое внимание со стороны счетной палаты будет уделяться вопросам экономии бюджетных расходов, повышению их эффективности, а также оценке рисков недопоступлений доходов, связанных с некачественным планированием.
Анализ мер социальной поддержки и премиальных выплат, предусмотренных в областном бюджете на 2015 год, показал, что значительный объем бюджетных ассигнований направляется на оказание мер социальной поддержки (почти 5 млрд. рублей). При этом отдельным категориям граждан одновременно предусмотрено несколько видов социальных выплат. Вместе с тем известно, что в категорию получателей попадают граждане, которые и не нуждаются в этой поддержке.
Кроме того, за счет средств областного бюджета предусмотрены социальные выплаты в виде премий (стипендиальных выплат) в сфере культуры, молодежной политики, научной деятельности, сельского хозяйства и др. Всего 25 видов премий на общую сумму 7,2 млн. рублей. В адрес Правительства Кировской области Контрольно-счетной палатой внесены предложения о необходимости инвентаризации действующих мер социальной поддержки и рассмотрении вопроса о переходе на адресный принцип оказания мер социальной поддержки с целью сокращения объема расходов областного бюджета.
В ходе аналитических мероприятий в прошедшем году проанализировано выполнение планов по повышению поступлений доходов в бюджеты. По результатам проведенных мероприятий можно сказать, что муниципальные образования в Кировской области в большинстве своем не имеют перспективной экономической базы, которая должна обеспечивать рост доходов. Рост доходов местных бюджетов обеспечивается в основном за счет мер, принимаемых на государственном уровне: реализации Указов Президента, повышения корректирующих коэффициентов для отдельных видов деятельности, отмены льгот и т.д.
Результаты реализации инвестиционных проектов и программ развития практически во всех муниципальных образованиях области не оказывают значительного влияния на увеличение поступлений доходов в бюджет.
По итогам последних бюджетных периодов мы продолжим анализ эффективности мер по повышению налоговых и неналоговых доходов, сокращению недоимки.
Создание системы финансового контроля на муниципальном уровне и проведение совместных мероприятий с контрольно-счетными органами позволили провести в отчетном году масштабные мероприятия с полным охватом проверками бюджетных средств, выделенных на государственные программы и отдельные мероприятия. Всего проведено 8 таких мероприятий, в ходе которых проверено использование 5 млрд.рублей, направленных на реконструкцию и ремонт объектов физкультуры и спорта, содержание психоневрологических интернатов, развитие культуры, государственную поддержку малого предпринимательства и другие вопросы.
Сумма средств, израсходованных с нарушениями, составила 824 млн.рублей. По итогам проверок принято и реализовано органами местного самоуправления более 2 тыс. предложений, в правоохранительные органы передано 172 материала проверок. В текущем году будет продолжено взаимодействие с контрольно-счетными органами муниципальных образований. Планом работы предусмотрено проведение пяти совместных мероприятий.
Взаимодействие Контрольно-счетной палаты с органами прокуратуры Кировской области носит постоянный и системный характер, осуществляляется в рамках заключенных Соглашений о взаимодействии. В 2014 году совместно с Прокуратурой Кировской области было проведено 3 контрольных мероприятия, для рассмотрения и принятия мер прокурорского реагирования направлены материалы по результатам 4 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Всего по материалам Контрольно-счетной палаты в 2014 году правоохранительными органами возбуждено 9 уголовных дел, внесено 73 представления об устранении нарушений закона, опротестовано 134 незаконных правовых акта, возбуждено 22 административных производства.