Бездефицитный бюджет требует жертв
При существующей доходной базе от части расходов пришлось отказаться. К
тому же непростая ситуация сложилась и с долговой нагрузкой, что также
нашло своё отражение в главном финансовом документе региона.
Естественно, что такой проект бюджета вызвал много вопросов у депутатов,
руководителей муниципальных образований и общественности. Своё
заключение представила и Контрольно-счётная палата Кировской области
(КСП). Его огласил на пленарном заседании областного Законодательного
собрания председатель КСП Юрий Лаптев.
Мы попросили Юрия Николаевича пояснить тонкости нового подхода к
формированию бюджета, а также рассказать, от чего область вынуждена
будет отказаться ради экономии бюджетных средств.
– Как изменились требования федерального центра к формированию
региональных бюджетов? Насколько регионам станет сложно работать в новых
условиях? Возможен ли бездефицитный бюджет?
– Требования к формированию региональных бюджетов не изменились. Все
субъекты федерации формируют свои бюджеты самостоятельно, в рамках
требований Бюджетного кодекса РФ.
Единственное, что ранее было предусмотрено для регионов, имеющих высокий
уровень долговой нагрузки, – возможность получения дешёвых бюджетных
кредитов при выполнении условий по ограничению объёма дефицита
областного бюджета. Он должен был составлять не более 10% собственных
доходов. Это, безусловно, накладывало ограничения по росту расходов
регионального бюджета и способствовало их оптимизации.
Государственный долг Кировской области находится на предельном уровне. В
2017 году он составит 97,3% от объёма собственных доходов. Поэтому, а
также в связи с ограничениями, которые накладывает Бюджетный кодекс,
дальнейший его рост невозможен. В связи с этим бюджет и сформирован как
бездефицитный.
Нужно сказать, что ситуация с долгами в нашей области не уникальна. Есть
и другие регионы, где ситуация даже хуже. По данным Минфина России, 14
регионов имеют государственный долг, превышающий бюджетные ограничения.
Это северокавказские республики, а также наши соседи – Мордовия,
Костромская область и другие. Ещё в 33 субъектах он находится на
предельно допустимом уровне, как и у нас. Я связывался с коллегами из
других регионов – подходы Минфина к решению такого рода бюджетных
проблем одинаковы везде. Главное требование – уходить от дефицита
бюджета за счёт максимального сокращения расходов.
– Ранее существовала практика замещения коммерческих кредитов низкопроцентными государственными. Что поменялось сейчас?
– Есть позиция министра финансов России, поддержанная Счётной палатой
РФ: применение такого механизма не дало почти никакого эффекта. Госдолг в
субъектах РФ не уменьшился, а увеличился. Поэтому Минфин сегодня для
улучшения финансового состояния регионов предполагает увеличить объём
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Насколько увеличится
объём данной дотации для Кировской области, пока не известно.
– Некоторые региональные СМИ написали о нецелевом расходовании
бюджетных средств в Кировской области, выявленном проверкой Федерального
казначейства РФ. Правда ли, что сумма таких расходов составляет 15
миллиардов рублей?
– Речи о нецелевом расходовании средств нет и не может быть. Речь идёт о
нарушении условий соглашения правительства области с Минфином РФ.
Регионы, нарушающие условия соглашения, обязаны досрочно вернуть
предоставленные бюджетные кредиты. В нашем случае это примерно 14
миллиардов рублей. Возврат бюджетных кредитов требует их замещения на
более дорогие коммерческие, что сегодня и происходит.
Понятно, что это вынужденная мера, да и «удовольствие» не из дешёвых. Начальные условия торгов предусматривают 11% годовых.
– Как изменится ситуация с долговыми обязательствами области?
Приведёт ли переход от бюджетных кредитов к коммерческим к сокращению
социальных расходов бюджета?
– Государственный долг в 2017- 2019 годах сохранится на уровне 26,5
миллиарда рублей. Увеличения объёма госдолга в среднесрочной перспективе
не планируется. Переход от бюджетных кредитов к коммерческим означает
лишь увеличение расходов на его обслуживание.
Нужно отметить, что это достаточно существенное увеличение – до 2 млрд.
рублей. Тогда как в 2016 году на него было потрачено 1,2 млрд. рублей.
В связи с общим сокращением расходов областного бюджета в 2017 году,
сокращаются и расходы на социальную сферу: образование, здравоохранение,
культуру и т. д. Главным образом, это касается расходов, связанных с
капитальными вложениями.
Все социальные приоритеты в областном бюджете сохраняются, в том числе необходимость выполнения майских указов президента.
– Какие проекты, начатые в прежние годы, будут заморожены, и что
станет с уже заключёнными контрактами? Означает ли отсутствие
регионального финансирования государственной программы по строительству
школ отказ от выполнения поручения президента РФ?
– О замораживании объектов, начатых в предыдущие годы, речи нет. Пока мы говорим лишь о временном прекращении их финансирования.
Я уже упомянул о сокращении затрат на капитальное строительство. В
частности, в бюджете на 2017 год не заложены средства на окончание
возведения промпарка «Слободино» и Детского космического центра, а также
на новое строительство 11 общеобразовательных школ по федеральной
программе.
Федеральная программа по содействию созданию в субъектах РФ новых мест в
общеобразовательных организациях рассчитана на 2016-2025 годы. Не
думаю, что правительство Кировской области откажется от выполнения
данной программы в перспективе, но пока её реализация приостановлена.
Нужно понимать, что, во-первых, сама федеральная программа была запущена
по поручению президента РФ, а потому выполнять её нам всёравно
придётся. Во-вторых, бюджетный процесс – очень подвижный механизм. Были
годы, когда мы до восьми раз принимали поправки в бюджет. Чаще всего это
связано с появлением новых доходов и поступлений. Поэтому, когда
таковые появятся, а именно на это нацеливает бюджетное послание
губернатора, они могут быть направлены и на строительство школ, и другие
проекты.