Публикации в СМИ

"Учет и контроль"

В стране, как известно, одной из ключевых общенациональных задач объявлена борьба с коррупцией. А в этом деле в свою очередь ключевым моментом является, несомненно, прозрачность. Это и прозрачность деятельности самих чиновников, которая в идеале не должна позволить им ловить свою рыбу в мутной воде. Для того ...
Юрий Лаптев:
«Почва для коррупции в бюджетном процессе постоянно сужается»

 

В стране, как известно, одной из ключевых общенациональных задач объявлена борьба с коррупцией. А в этом деле в свою очередь ключевым моментом является, несомненно, прозрачность. Это и прозрачность деятельности самих чиновников, которая в идеале не должна позволить им ловить свою рыбу в мутной воде. Для того, собственно, им и вменено в обязанность декларировать доходы и имущество, для того и создается так называемое электронное правительство, с помощью которого граждане должны общаться с государством посредством интернет-технологий, без посредничества человеческого, точнее сказать — чиновного, фактора. Это и прозрачность бюджетного процесса, не позволяющая по-тихому что-то отщипнуть от бюджетного пирога или же зачерпнуть из финансового потока по его дороге из казны в пункт назначения. 

Важнейшим элементом антикоррупционной политики государства, обеспечивающим эту прозрачность, по определению призвана быть система контролирующих органов. В нашем регионе это, в частности Контрольно-счетная палата (КСП) Кировской области. Что и как она контролирует и считает? И каков в итоге результат? Об это наш сегодняшний разговор с председателем областной КСП Ю.Н. Лаптевым.

 

-         Юрий Николаевич, ваша задача — контролировать правильность и законность расходования бюджетных средств, а ведь  у нас в области множество отраслей экономики и социальной сферы, всевозможных ведомств, а еще больше - отдельных подведомственных учреждений, организаций, сидящих на этом бюджете. Как же выбирается цель для контрольной проверки?

- Объять необъятное мы не можем. Консолидированный годовой бюджет области - это 48 миллиардов рублей. Охватить контролем мы способны не более 5 процентов этого объема. Ведь в палате всего 17 сотрудников, которые осуществляют непосредственно контрольные мероприятия. Поэтому действительно важен выбор цели для проверок. План проверок утверждается Законодательным собранием области, он формируется из предложений депутатов, губернатора области, а также из наших предложений. Выбираются наиболее проблемные, болевые точки. Это те сферы, куда направляется большой объем бюджетных средств, это те отрасли, которые имеют наибольшее социальное значение. Это прежде всего ЖКХ, строительство, здравоохранение. Крайне важной становится и государственная поддержка предпринимательства, на которую также направляются значительные бюджетные ресурсы.

Между тем абсолютно полноценным бюджетный контроль, по экспертным оценкам, становится тогда, когда им охвачено не менее 15 процентов объема бюджетных расходов. Силами только КСП этого не достичь, поэтому более полному охвату способствует взаимодействие с другими контролирующими и надзорными структурами. Мы взаимодействуем с прокуратурой, с контрольным управлением губернатора, с антимонопольной службой, которая также сталкивается с проблемами неэффективных бюджетных трат - прежде всего в сфере конкурсных процедур при госзакупках.

 

-         А какова результативность ваших проверок? Кого-то поймали за руку за нарушения, злоупотребления?

- Очень часто нам задают вопрос: а кого посадили по результатам ваших проверок? Мы такой задачи перед собой не ставим. Если сталкиваемся с нарушениями, в которых есть признаки преступления, злого умысла, направляем  соответствующие материалы в прокуратуру. И уже там дается правовая оценка тому или иному факту, после чего возможно применение мер уголовного преследования. И такие факты были уже в этом году.

Но результативность своей работы мы оцениваем иначе. Например, выявили то или иное нарушение -  направляем представление руководству соответствующего ведомства или учреждения. В течение месяца нам обязаны представить отчет об устранении  данного нарушения, о принятых по этому факту мерах. Мало того — если в какой-то сфере, в каком-то учреждении выявлены серьезные недостатки, мы проводим повторные проверки по той же тематике. И выясняем, устранены ли выявленные ранее проблемы. В частности, в прошлом году мы проводили проверку эффективности использования лесного фонда области, проанализировали поступления в бюджет доходов от его использования. Также проводилась проверка эффективности бюджетных трат на поддержку предпринимательства. В этих сферах выявлены определенные недостатки. И к этим темам мы вернулись в этом году. Проверяем, как отреагировали на наши замечания должностные лица соответствующих ведомств.

Повторю, что задачи поймать кого-то и посадить мы не ставим. Нам важнее не допустить тех или иных нарушений. Поэтому кроме контрольных мероприятий мы проводим большую профилактическую, аналитическую работу. При подготовке тех или иных законопроектов, других нормативно-правовых актов, касающихся бюджетных расходов, мы делаем свои заключения по этим документам, указывая, что, на наш взгляд, нужно в них подкорректировать, дабы снизить вероятность возможных финансовых нарушений. И наши замечания при окончательно принятии этих законов и и постановлений обязательно учитываются.

 

-         С какими же нарушениями и недостатками вы сталкиваетесь в своей работе? Есть ли факты, например,  нецелевого использования бюджетных средств, когда деньги уходят не по назначению?

-         С такими фактами мы сталкиваемся нечастно. Бюджетный процесс сейчас достаточно прозрачен, поэтому нецелевое использование встречается редко. Да это и опасно, поскольку чревато административной, а то и уголовной ответственностью. Нарушения, которые мы выявляем, связаны, как правило, с несоблюдением требований закона при расходовании средств. Например, траты произведены без проведения конкурсных процедур, хотя закон в данном случае требует их проведения.

Есть и факты, когда деньги перечислялись по заключенным договорам за невыполненные работы. В частности, в Котельничском районе мы выявили факт перечисления 240 тысяч бюджетных рублей за ремонт дорог, который не был произведен, — под обещание организации-подрядчика, что его проведут позднее. После нашего вмешательства эти деньги были возвращены в бюджет. И, кстати, подобные нарушения носят системный характер, повторяясь из года в год.

 

-         Чем  это объяснить?

- Как правило, здесь все объясняется необходимостью потратить деньги до конца финансового года, чтобы отчитаться об освоении средств. Но такие объяснения мы не можем оправдать. Получатели бюджетных средств в данном случае должны своевременно проводить конкурсные процедуры — для определения подрядчика, чтоб он вовремя начал исполнять государственный или муниципальный контракт — по ремонту тех же дорог,  например. А сроки проведения конкурсов чиновники часто затягивают, объясняя, что средства из бюджета пришли слишком поздно. Но ведь строка в бюджете появилась раньше, и уже исходя из этого они должны были начать шевелиться.

Другой системный недостаток в работе наших бюджетных организаций мы постоянно отмечаем в сфере строительства. Нередко строительство того или иного объекта на бюджетные средства начинается без проектной документации, что, с точки зрения закона, недопустимо. Объяснение то же — необходимость быстрее освоить бюджетные деньги. Поэтому якобы и приходится начинать строительные работы еще до оформления необходимых документов.

-         Эти системные недостатки, на ваш взгляд, будут когда-нибудь преодолены?

-         В этом я не сомневаюсь. Система государственных финансов постоянно совершенствуется. Постоянная планомерная работа всех контролирующих структур, в том числе и КСП, а также  работа всех ветвей власти в этом направлении медленно, но верно ведет к искоренению имеющихся проблем в сфере освоения бюджетных средств, в том числе со временем мы преодолеем и эти системные недостатки, о которых я говорил.

-         Но какая-то почва для злоупотреблений, коррупционных проявлений пока сохраняется?

-         Да, сохраняется, но по крайней мере ее пространство постоянно сужается. Бюджетные расходы постепенно переводятся на программно-целевой метод распределения средств. Если в прошлом году через целевые программы распределялось около 30 процентов средств консолидированного бюджета области, то в этом году - уже до 90 процентов. В 2011 году у нас в области 5 миллиардов рублей планируется распределить через 28 областных целевых программ и 30 миллиардов — через 76 ведомственных целевых программ.

А что такое программно-целевой метод? Его суть в том, что средства бюджета нельзя просто потратить, например, на поддержку предпринимательства. Необходимо, чтобы в итоге были достигнуты какие-то цели. То есть при затрате такой-то суммы из казны должно быть создано столько-то новых малых предприятий и столько-то дополнительных рабочих мест. Если цель не достигнута, значит деньги потрачены зря. При таком подходе прозрачность бюджетного процесса значительно повышается, и деньги уже просто невозможно потратить каким-то иным способом, кроме как на достижение заданной цели. А при такой системе как-то перехитрить ревизоров из контролирующих структур практически невозможно.

Интервью взял Евгений РЕПИН.
Вятский край №95 (4943)
24 мая 2011 года

 

Цифры, цифры...

 

КСП Кировской области при участии специалистов по внешнему финансовому контролю муниципальных образований провела плановую проверку использования субсидий, выделенных из облбюджета на содержание и ремонт автодорог местного значения в 2010 году.

При проверке установлены нарушения бюджетного, гражданского законодательства и законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд на общую сумму 306,1 тыс. рублей, в том числе завышение объемов выполненных работ на 243,1 тыс. рублей, незаконное использование субсидии - на сумму 63 тыс. рублей.

Из-за формального подхода администрации Белохолуницкого района к проведению ежемесячных проверок по оценке содержания автомобильных дорог, проведение которых предусмотрено муниципальным контрактом, допущено незаконное использование субсидии в сумме 63 тыс. рублей. За счет субсидии оплачены работы по содержанию участков автодороги регионального значения, содержание которой не относится к вопросам местного значения и не предусмотрено муниципальным контрактом.

В Котельничском дорожном управлении № 2 выявлено завышение объемов выполненных работ. В результате администрация Котельничского района за невыполненный объем работ перечислила подрядчику - Котельничскому дорожному управлению - 243,1 тыс. рублей.

В нарушение законодательства в Унинском районе без проведения процедуры торгов заключены муниципальные контракты общей стоимостью более миллиона рублей.
По итогам проверки к дисциплинарной ответственности привлечено 5 должностных лиц.
КСП области провела проверку использования бюджетных средств, выделенных на проведение спортивных меро­приятий в 2008 - 2010 годах.

Результаты контрольного мероприятия выявили системные недостатки в сфере финансирования спортивных мероприятий.
В частности, по итогам расходования бюджетных средств на проведение спортивных мероприятий областным управлением по физкультуре и спорту отслеживались только бухгалтерские документы и без внимания оставлялись документы, подтверждающие факт проведения спор­тивного мероприятия, численный состав участников, участие конкретных спортсменов в спортивном мероприятии. Такая ситуация способствовала злоупотреблениям со стороны организаций, которым поручалось проведение спортивных мероприятий: предоставлению недостоверных документов по питанию, проживанию участников соревнований, аренде спортсооружений. И, как следствие, это способствовало необоснованному получению ими средств областного бюджета.

Всего проверкой выявлено 69 нарушений на сумму 639,8 тыс. рублей. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков направлены информация губернатору области и представление в управление по физкультуре и спорту.

По итогам рассмотрения представления принят ряд конструктивных мер. Так, в настоящее время полностью изменены принципы финансирования спортивных мероприятий: функции по их проведению переданы подведомственному учреждению “Вятка-старт”, располагающему возможностями по организации надлежащего контроля за использованием бюджетных средств. Прекращено привлечение к проведению спортмероприятий организаций, действия которых наносили ущерб областному бюджету. Часть ущерба уже возмещена в областной бюджет, по другим суммам ведётся претензионно-исковая ра­бота.
По результатам проверки подготовлены изменения в ряд нормативных правовых актов, регламентирующих использование бюджетных средств в данной сфере. К дисциплинарной ответственности привлечено 3 должностных лица.
Эффективность принятых мер, в том числе эффективность новой системы финансирования спортивных мероприятий, полнота устранения выявленных нарушений, будет отслеживаться КСП области в порядке последующего контроля.