Публикации в СМИ

КСП: от финансового контроля – к аудиту эффективности

В октябре вступил в силу новый Закон области о Контрольно-счетной палате (КСП), согласно которому ее деятельность значительно расширится. Кроме того, во всех муниципальных образованиях будут созданы контрольно-счетные комиссии. То есть в области в соответствии с федеральным законодательством формируется целостная система контроля финансовых потоков в области.

О том, как продвигается эта работа, рассказывает председатель Контрольно-счетной палаты области Юрий Лаптев.
Вести. Киров»  № 119
от 11 ноября 2011 г.

- Юрий Николаевич, можно коротко сформулировать, что такое Контрольно-счётная палата региона?

- Это орган внешнего финансового контроля за расходованием бюджетных средств. Однако наша задача в отличие от правоохранительных органов не поймать вора за руку и выявить мошенничество, а вскрыть системные недостатки и нарушения в расходовании бюджетных средств. К тому же на нас возложен не просто контроль, но контроль государственный. Располагая такими полномочиями, КСП представляет и соединяет интересы, как налогоплательщиков, так и органов государственной власти.

Она работает с прошлого десятилетия, но нынешнюю самостоятельность и дополнительные полномочия обрела только месяц назад. К примеру,  Законодательное собрание уже не будет утверждать планы КСП. Довольно большой самостоятельностью и немалыми правами будут обладать аудиторы и инспекторы – такие должности появятся в палате. Будет укреплена её аналитическая служба, которая сможет за отдельными случаями  финансовых нарушений, неэффективных трат увидеть организационные просчёты, оценить результаты работы с бюджетными средствами. Кроме того, теперь законодательно закреплено право палаты на участие в   антикоррупционных мероприятиях.

Ежегодно в консолидированном бюджете области аккумулируется порядка сорока миллиардов рублей. Задача их эффективного использования становится первоочередной. Большой объём контрольной работы ляжет на органы внешнего контроля в муниципальных образованиях. Сейчас работа по их созданию в районах завершается. Штаты при этом не увеличатся. Повысится статус контролёров, что поможет им преодолевать бюрократические препоны и тем самым повысить результативность своей работы.

- Какие бюджетные траты находятся в зоне вашего особого внимания?

- Мы выделили ключевые направления, расходы по которым взялись жестко контролировать. Это ЖКХ, здравоохранение, сельское и дорожное хозяйство ,  а также сфера  предпринимательства. На их развитие направляются значительные бюджетные средства, и общественность должна видеть, к каким результатам приводит здесь государственное и муниципальное финансирование.

Приведу пример с дорогами, состояние которых находится в центре внимания всех. В начале  года КСП провела проверку использования средств на содержание дорог местного значения.  Выяснилось, что далеко не все автодороги, переданные муниципалитетам, оформлены надлежащим образом. Только две из них отвечают всем требованиям – в Зуевке и Уржуме.

К тому же темпы ремонта таких дорог в 22 раза ниже нормативных.  Было выявлено, что  методика трат позволяет отвлекать выделенные средства на восстановление дорог внутри  поселений, также высказаны замечания по освоению средств, потраченных в конце года в спешном порядке. Сегодня большая часть вскрытых недостатков устранена. В следующем году мы планируем проверить эффективность использования средств, выделенных на дороги регионального значения. В середине года нами было проверено использование имущества, которым область наделила предприятие  ВятАвтодор.  Выявлено достаточно много нарушений. В настоящее время мы осуществляем контроль за их устранением.

Кроме того, со следующего года в области создаются дорожные фонды. Только в одном областном фонде будут аккумулированы значительные средства, где-то более 3 млрд. рублей. Это тоже потребует пристального внимания со стороны КСП и контрольных комиссий муниципалитетов.

Таким образом, выделив ключевые направления, мы пытаемся анализировать состояние дел здесь комплексно.

- Что показывают проверки, проведенные палатой в нынешнем году? К каким выводам они приводят?

-  С начала года мы провели 79  мероприятий, в ходе которых было выявлено 1093 нарушения. Контрольные мероприятия позволили выявить неэффективное расходование 4,3 млн. рублей. Не всегда грамотно используются трансферты, выделенные из областного бюджета районам. Кроме конкретных нарушений использования денег без конкурсных процедур, мы вскрыли нарушения системного характера. 70 процентов средств, которые выделяются районам на год, тратятся во втором полугодии, а это приводит к хроническому недоосвоению средств,  недофинансированию социальной сферы.

В ходе проверок выяснялось, что главы районов, представительные  органы местного самоуправления не имеют полной информации об  эффективности  использования бюджетных средств.

- Вы же сказали, что теперь такую информацию смогут подготовить контрольно-счетные комиссии муниципалитетов…

- Да, работа комиссий позволит повысить результативность бюджетных трат в муниципальных образованиях, сделать их более прозрачными и понятными. Чтобы так и произошло, Контрольно-счетной палатой и органами местного самоуправления проведена серьезная работа. Разработан пакет необходимых документов, примерные изменения в уставы муниципальных образований, типовое положение о комиссиях.

С главами всех районов мы подписали соглашения, по которым будет осуществляться взаимодействие  между Контрольно-счетной палатой области и представительными органами местного самоуправления. Соглашения предусматривают со стороны КСП  методологическое, организационное и информационное сопровождение деятельности контрольно-счетных органов. А также организацию профессионального обучения и повышения квалификации специалистов, проведение совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Более половины муниципальных образований уже готовы включить контрольно-счётные комиссии в работу, направленную на повышение эффективности общественных финансов.

 - В Законодательном собрании продолжается работа над новым областным бюджетом. Контрольно-счётная палата по своему статусу непременный участник бюджетного процесса. Как вы оцениваете проект бюджета, насколько взаимоувязаны его доходные и расходные составляющие?

- По основным параметрам проекта закона замечаний нет. Бюджет сверстан очень напряженным. В  структуре доходов большую часть составляют собственные налоговые поступления. Их доля в бюджете свыше 60%. Поэтому мы рекомендуем Правительству области продолжить работу по укреплению собственного налогового потенциала и осуществлять качественное администрирование доходов всеми участниками бюджетного процесса.  Есть резервы и по неналоговым доходам, связанные с более  эффективным управлением государственным имуществом. А также со своевременной работой по взысканию существующей задолженности по плате за использование лесов, которые следует учесть при исполнении областного бюджета в 2012 году.

 Проект бюджета по расходам имеет социальную направленность. Доля расходов на социально-культурную сферу составляет 65%. При этом Контрольно-счетная палата отмечает неполное включение в бюджет ассигнований по областным целевым программам. Это может негативно отразится на тех мероприятиях, которые увязаны с приоритетами развития и заложены в Программу социально-экономического развития области, утвержденную депутатами на трехлетний период – 2011-2013 годы.

В проекте бюджета прослеживается рост долговой нагрузки, поэтому мы рекомендуем проводить в следующем году более сдержанную долговую политику.

-Вы говорите о советах, предложениях Контрольно-счетной палаты. Это еще одна ее функция?

- Конечно. Наши исследования не только комплексны и всесторонни, но и сопровождаются рекомендациями органам исполнительной  власти и управления.

 Например, мы видим, что объём доходов существенно уменьшают неэффективные льготы регионального и местного уровня. Имею в виду льготы не все, а только те, что не оборачиваются приростом продукции или услуг, а значит, и не дающие возврата денег в бюджет. По этой причине сумма недополученных налогов выросла с 2008 года более чем на 18 процентов.

Поэтому одна из рекомендаций КСП правительству области – оценить эффективность налоговых льгот и отменить те, что не способствуют увеличению доходов бюджета. Кстати, сегодня есть общее понимание, что должно быть  отказано в предоставлении государственной поддержки тем организациям и предпринимателям, которые несвоевременно уплачивают налоги.

Не могу не сказать и о том, что в ходе анализа были выявлены  несоответствия в данных о налоговом потенциале, предоставленных муниципалитетами, с отчетами УФНС по Кировской области. Естественно, напрашивается вывод, что муниципальные образования не занимаются должным образом администрированием доходов. Мы внесли предложение – провести такую сверку.

- Имущество области, муниципальных образований стало объектом внимания КСП?

- Иначе и быть не может, поскольку это имущество - основной источник неналоговых доходов. Они составляют пятую часть бюджетов, а в отдельных муниципальных образованиях  их доля достигает 40 процентов.

Анализ показал, что удельный вес неиспользуемого  имущества за последние три года увеличился вдвое. Одна треть областных и две трети муниципальных унитарных предприятий не приносят доход в бюджет.   В 3,7 раза выросли долги за аренду земельных участков. Оценивать со знаком «плюс» эффективность работы  в этом направлении можно только в Кирове, Кирово-Чепецке и Унинском районе.

Как государственный орган, наделённый федеральным и региональным законодательством значительными полномочиями, будем активно влиять на эту ситуацию, помогать местным органам власти  эффективно управлять не только бюджетными деньгами, но и муниципальным имуществом.

О своей работе информируем общественность.   Люди должны и знать, и понимать, что мы делаем.  На нашем сайте (www.ksp43.ru)  размещаем все результаты нашей работы. Обнародуем, какие и кем допущены финансовые нарушения,  принятые меры по их устранению. Публикуем планы проверок, их цель и предлагаем кировчанам высказать пожелания, замечания, которые помогут, на их взгляд, поднять результативность контрольных мероприятий и экспертно-аналитической работы.

Беседовал Владимир РУМЯНЦЕВ