Публикации в СМИ
20 лет и год спустя
Из проверяемого в ревизоры
Юрий Николаевич, сразу ли согласились возглавить контрольно-счетную палату? Почему выбор пал на вас, все-таки служба занятости и КСП - разные вещи.
– Во-первых, я не считаю, что Алексей Михайлович ушел со скандалом, как думают многие. Все произошло по его желанию. Да и не все депутаты были против. Часть из них, конечно, не на «ура» приняла это решение, что вполне можно объяснить, потому что сама должность очень значима. В тех условиях, когда идет нестабильное развитие экономики, во всем мире правители говорят об оптимизации расходов. Позволю себе привести в пример слова французского президента Николя Саркози: «Ключевой задачей стран Еврозоны является повышение бюджетной дисциплины». А мы (счетная палата) как раз стоим у руля, занимая главные позиции в решении этого вопроса. То есть моя нынешняя должность – ключевая для современной экономики, отсюда и все сомнения и разговоры в период переназначений.
Но почему именно вы? Конкуренты на этот пост у вас были?
– Этого я не знаю. Когда мне предложили эту работу, я согласился. При этом на раздумье было дано немного времени. Конечно, к службе занятости я прикипел, создавая ее с нуля, прошел все этапы становления этой структуры. Но всему есть предел. И уровень знаний, профессиональных навыков, наработанных мной за предыдущие 20 лет, объективно нуждался в новой реализации. Это предложение очень удачно легло на мои умонастроения.
Считалось, что своими принципами Помаскин часто противоречил новой власти, даже шел против нее. Вы сегодня и счетная палата в целом являетесь некими раздражителями для власти, много ли ее ошибок поправляете?
– Я не буду оценивать то, как работал Алексей Михайлович. Он положил начало формированию контрольно-счетных органов в Кировской области, и в этом состоит его большая заслуга. А что касается давления, то скажу – его нет. Больше того, за этот год удалось выстроить конструктивные отношения с правительством, Законодательным собранием, всеми депутатскими комитетами. И сейчас эти отношения направлены на то, чтобы получать отдачу от бюджетных денег, которые мы имеем.
– Тот закон, который сегодня принят, создает возможности для того, чтобы контрольно-счетный орган стал принципиально самостоятельным. Это уже в следующем году проявится в том, что мы становимся подотчетными, а не подконтрольными областному Заксобранию. То есть если раньше план нашей работы утверждали депутаты, то сегодня это делаем мы сами, учитывая предложения и правительства, и Заксобрания.
Какого эффекта от этого закона вы ожидаете? Станете более свободными?
– Ну как сказать. У нас свободными, мне кажется, никто не вправе себя считать. Но в практике моей пока еще недолгой работы не было такого, чтобы кто-то что-то просил или оказывал давление, мы чувствовали себя самостоятельным органом, и действовали в соответствии с общей стратегией развития региона. Сегодня же мы ждем только повышения эффективности нашей работы. К тому же ее направления определяем мы сами. Сейчас, к примеру, мы видим, что у нас есть серьезные проблемы с использованием областного имущества, кроме этого плохо налажен контроль за использованием земель, которые находятся в собственности области и муниципалитетов. Значит, наш бюджет не получает свои законные доходы. Заметить это – наша прямая обязанность.
– В большинстве муниципальных образований будет работать в основном по одному человеку. Мы же на себя возьмем координацию их деятельности и методическое сопровождение. Конечно, вряд ли один сотрудник будет успевать, но мы будем брать в этом случае не числом, а качеством. Все-таки увеличение количества чиновников – не самый эффективный способ работы, все это признают.
Следим за бюджетом
Итоги проверок этого года, я думаю, уже есть. Можете ли озвучить некоторые из них? Начнем с Вятских Полян – вы анализировали, как реализована программа модернизации моногорода. Успешно?
– Проверка находится в стадии завершения. Ее итоги будут рассмотрены на Коллегии КСП 22 декабря, о результатах мы проинформируем общественность через наш сайт. Пока делать поспешные выводы я бы не хотел.
– Дело в том, что за последние несколько лет столько всяких предположений появилось вокруг Вятских Полян, что я сомневаюсь и в их объективности, и в том, что им можно верить. Если дело действительно касается вывода активов, то это не к нам, а к правоохранительным органам. Мы проверяем, на те ли цели потрачены деньги. И наши сегодняшние выводы говорят о том, что на те. А вот насколько эффективно и экономно они потрачены, об этом расскажем позже.
– Да, эта проверка имела серьезный резонанс. Мы в первую очередь контролировали использование имущества, которое было передано из области в ведение «Вятавтодора» на сумму 0,5 млрд рублей. Также часть имущества была приобретена в лизинг, оплата которого ложилась на областной бюджет. В ходе проверки выяснилось, что несвоевременные выплаты лизинговых платежей привели к неэффективным расходам бюджетных средств. Кроме того, мы посмотрели использование имущества, которое не связано непосредственно с дорожными работами. Так, мы оценили, что находящиеся в хозяйственном ведении у предприятия полувагоны не совсем разумно и по сниженной цене были переданы в аренду. Сегодня вопрос решен. Имущество продано, выгода от сделки очевидна. Нас услышали. Был вскрыт и еще ряд нарушений со стороны руководителей: один из них освобожден от занимаемой должности, возбуждено уголовное дело. Факты бесхозяйственного отношения к имуществу имели место и в других подведомственных структурах. Поэтому в наших планах в следующем году провести выборочную проверку эффективного и результативного использования имущества, которое находится в собственности Кировской области и закреплено на праве оперативного управления за некоторыми областными учреждениями. Кроме того, учитывая, что дорожная тема общественно значима, мы планируем проверить использование бюджетных денег, направленных на капремонт и содержание дорог.
– Мы сделали акцент на том, насколько эффективно используется наш лесной комплекс с точки зрения пополнения бюджета. И вывод был - неэффективно. Не всегда предъявляются штрафные санкции к нарушителям, порой лес сдается в аренду нелегально. Мы, конечно, не смогли охватить всех лесопользователей. Но почему все ждут, что мы должны обязательно выявить какие-то миллионные хищения, что мы предоставим всем количество и фамилии чиновников, пойманных за руку? Я считаю, гораздо ценнее то, что нами вскрыта некая системность нарушений и инициировано внесение поправок в действующую нормативную базу.
– Это сначала доказать надо. Воруют или не воруют - это дело правоохранительных органов, которым мы передаем материалы наших проверок.
– Когда мы приехали в Рябово, то увидели, что те деньги, которые были туда направлены, могут быть неэффективно и не до конца потрачены. Причина этому – наступившая зима. Но нас уверили, что в декабре будет сделано все, что связано с созданием тропы сказок (скульптуры и хозяйственные постройки). Итоги по этому вопросу мы подведем уже в начале следующего года.
– Вы ошибаетесь. Мы имели очень серьезные претензии к нему. Первое и самое главное замечание – мы считаем, что не все источники доходов учтены. Нужно искать более жесткие подходы к взыскиванию тех недоимок, которые сформировались, в том числе, и от неправильного использования лесного фонда. Мы предложили все это учесть в поправках. Второй момент – финансирование целевых программ в нашем бюджете прописано только на 60%. Наше предложение по этому поводу – скорректировать бюджетные ассигнования. Далее для каждого автономного учреждения должны быть прописаны нормативы трат. Сегодня их нет, что затрудняет контроль за деньгами. Все наши предложения учтены и будут приняты к исполнению. Важно, чтобы чиновники относились к бюджету не как к копилке, которую необходимо растратить, а пытались бы собрать больше средств в него. Следить за этим для нас в этом вопросе очень важно.
В целом проверки этого года были эффективными? Много ли финансовых нарушений удалось предотвратить?
— Мы выполнили план в полном объеме. Удачными были мероприятия, которые связаны с проверкой дорог местного значения, неплохо прошла ревизия «Вятавтодора», удачно проверили сферу ЖКХ. В этой отрасли, кстати, только замечаний, связанных с неэффективными тратами, нами обнаружено на 57 млн рублей. При этом само количество этих замечаний превышает 600. Были вскрыты системные недостатки: где-то производилась оплата невыполненных работ, качество самих работ в целом страдало. Один из вопиющих примеров: в Нагорском районе был построен дом для переселения, но жильцы отказываются туда ехать, потому что он не пригоден для проживания (а потрачено на него около 3 млн рублей). При этом те дома, где они жили, уже снесены. В следующем году мы проверим деньги, которые пошли на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры.На следующий год мы еще вернемся и к этой теме: проверим все деньги, которые пошли на строительство и капитальный ремонт системы ЖКХ. Еще одна проблема – основные траты проходят во второй половине года, а отсюда спешка, ошибки и различные массовые нарушения. Есть в этом и вина федерального центра, и местных властей: поздно проводятся конкурсы, поздно составляется проектно-сметная документация, безобразно работает технический надзор. И чтобы быстрее освоить деньги, местные чиновники часто идут на сделку с совестью. В течении года мы выявили более 1,5 тысяч нарушений, а неэффективное использование средств по завершенным мероприятиям превышает более 5 млн рублей. В итоге 46 должностных лиц привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.
- В целом я удовлетворен итогами работы, но хочется делать больше, и я сожалею, что на все не хватает времени. Хотелось бы более тщательно и последовательно изучать ресурсы, имеющиеся у региона для пополнения доходов областного бюджета, поскольку доля трансферта из федерации будет уменьшаться и к 2015 году закончится. К примеру, налоговые льготы, которые сегодня предоставляются бизнесу, отнимают в общем целом от нашего бюджета ежегодно 2 млрд рублей. А насколько они эффективны? Быть может, гораздо правильнее будет не всем сестрам раздать по серьгам, а заменить эти льготы конкретными субсидиями конкретному товаропроизводителю. Тогда и эффективность сбора средств в бюджет была бы выше. Нам необходимо понять, изучить проблемы, которые мешают эффективно тратить деньги, и здесь, безусловно, мы рассчитываем на активное участие общественности, так как бюджетные деньги – это общественные деньги. С этой целью мы активизируем, раскручиваем наш информационный сайт.
– Я только что приехал с совещания из Москвы, где услышал очень интересную цифру от заместителя главы минфина Алексея Лаврова. Бюджетные траты на одного жителя России в месяц составляют 12 тыс. рублей. Люди должны понимать, что бюджетные деньги – это их деньги и им необходимо следить за тем, куда они уходят. Коррупцию не остановить до тех пор, пока люди сами не перестанут быть к ней безразличными.
Юрий Николаевич, ностальгируете по своей первой должности – следите за безработицей в регионе?
– Слежу и доволен тем, что ее уровень сократился и составляет сегодня
1,6%. Когда я работал в этой службе, были времена, что она зашкаливала
за 7,5%, в годы кризиса она была 3% и более. А сейчас я очень рад за
своих коллег.
Беседовала Елена Окатьева
lena_vuali@mail.ru
lena_vuali@mail.ru