Публикации в СМИ

«Поменьше бы разгильдяйства»

Источник публикации: «Новый вариант» Дата публикации: 14.02.2013
Председатель Контрольно-счетной палаты Кировской области Юрий Лаптев заступил на эту должность 2 года назад. И сразу же оказался, если можно так выразиться, «под перекрестным огнем». С одной стороны, деятельность КСП вызывает живой интерес общества (что вполне оправданно), с другой – проверки, которая она проводит, оставляют неоднозначное впечатление от действий должностных лиц, представляющих исполнительную власть региона. Впрочем, считает Юрий Николаевич, главное – честно выполнять свою работу, и тогда даже самым закоренелым недоброжелателям не останется ничего кроме как промолчать…

– Что для Вас оказалось самым сложным в должности председателя Контрольно-счетной палаты?

– Все. Потому что это абсолютно новая работа, безусловно, новые знания, вообще, новый поворот в судьбе. Хотя очень пригодился опыт, который я накопил на предыдущей работе, но в первый год приходилось много читать, изучать, многие вещи для меня были в новинку.

– Председатель КСП по сути – ревизор?

– Точно нет. Ревизор – это специалист, который занимается ведомственным контролем: ревизует бухгалтерию, смотрит правильность проводок, счетов, оформления документов и т.?д. А председатель КСП – аналитик, потому что главная задача контрольно-счетных органов – анализ эффективности использования бюджетных средств, поиск резервов, которые есть сегодня в бюджете. Это очень непростая работа.

– А насколько эффективно тратятся деньги в нашей области?

– Каких-то вопиющих фактов неэффективного расходования бюджетных денег нами не выявлено, но, безусловно, такие факты имеют место быть. Есть много факторов, которые этому способствуют: безответственность должностных лиц, низкий профессиональный уровень финансовых работников, особенно в муниципальном звене и, наверное, наша психология – то самое русское авось.

– Что, и умысел не присутствует?

– Оценивать наличие умысла – это, конечно, не дело КСП.

 Этим занимаются правоохранительные органы. Факты, которые мы выявляем и фиксируем, именно они рассматривают с точки зрения нарушения закона. В итоге возбуждается либо административное производство, либо уголовное дело. Мы это отслеживаем. У КСП тоже есть свой резерв влияния на должностных лиц, допускающих финансовые нарушения: мы сами можем привлекать их к административной ответственности. И пользуемся этим достаточно эффективно.

– Как составляются планы проверок КСП?

– Мы формируем годовой план, и в его основу закладываются предложения губернатора и депутатов Законодательного собрания. Кроме того, мы учитываем собственные наблюдения и выводы, поскольку анализируем ход бюджетного процесса на протяжении всего года и видим «узкие» места. Это позволяет составлять план проверок так, чтобы работать не впустую, а точечно, на результат.

В зону наших проверок входят те учреждения, которые либо получили бюджетные деньги, либо наделены государственным имуществом. Кроме того, обязательно анализируем нормативную базу, в соответствии с которой должны тратиться деньги.

Сейчас в основе бюджетного процесса – гос-программы. У нас их 26, и каждая содержит определенные показатели. И наша задача – оценить, выполнены они или нет.

– Вы контролируете расходы и федеральных, и региональных средств?

– Федеральные средства, поступающие в область в виде субсидий, субвенций, дотаций, аккумулируются в областном бюджете и становятся его составной частью, превращаются в единую финансовую массу, расходование которой мы и контролируем. Консолидируемый бюджет региона превышает 48 млрд. рублей. Это тот объем работы, который нами должен быть реализован. Для того чтобы сделать ее качественно, в 2012 году нами была выполнена важная задача, – созданы контрольно-счетные комиссии во всех муниципальных образованиях. Раньше такого не было. Предварительные итоги деятельности комиссий говорят о том, что они выявили нарушений на сумму, превышающую 3,5 млрд. рублей.

– А в масштабах области?

– Сейчас сложно говорить о цифрах, но мы готовим отчет и в соответствии с законом в марте представим его на обсуждение депутатов ОЗС, а после этого доведем до широкой общественности

В открытую не противостоят

Деятельность КСП явно не вызывает восторга у тех, кого проверяют. Приходилось ли Вам или сотрудникам палаты сталкиваться с открытым противодействием, попытками скрыть некие нарушения, подтасовать документы?

– С попытками откровенного давления не сталкивались. Попытки доказать свою невиновность, непричастность, в том числе за счет непредоставления каких то документов случаются, но массового характера не носят. Чиновники прекрасно понимают, что будут за подобные действия отвечать перед законом.

– То есть они не могут сказать: «Мы потеряли бумаги, у нас их нет»?

– Конечно. Иначе это будет вменяться человеку в вину, если он не сможет доказать законность своих действий. Когда мы работаем открыто и честно, никаких вопросов возникать не должно – каждый делает свою работу. И Президент в своем послании сказал, что органы государственной власти должны быть открыты для контроля и заинтересованы в нем. Потому что та аналитика, которой мы сегодня занимаемся, позволяет руководителям органов власти принимать верные решения.

– Что бы Вы отметили в деятельности КСП как положительный момент?

– Считаю, что сегодня нарушения, которые выявляет КСП в ходе своих проверок, устраняются быстрее. Это говорит о том, что мы целенаправленно, последовательно, принципиально ведем свою работу, и одна из задач, которую должна решать КСП, – устранение выявленных нарушений на 100?%. По итогам 2012 го этот показатель составил порядка 85 %. Кстати, последующий контроль за исполнением наших предписаний тоже обязанность КСП.

 

– И еще неизвестно, что сложнее…

– Да. Например, мы три раза выезжали в Кирово-Чепецк, но в итоге добились, во первых, полного устранения выявленных нарушений, а во вторых, привлечения к ответственности должностных лиц, которыми они были допущены.

Сложнее, чем кажется

Какая из сфер: ЖКХ, образование, здравоохранение, ремонт дорог и пр. – является наиболее проблемной?

– Очень много средств сегодня направляется на капитальный ремонт и строительство. Сюда я бы отнес и жилищно-коммунальное хозяйство, и дороги, и здравоохранение. У нас привыкли, наверное, так работать, когда можно начать строительство без проектно-сметной документации, а потом по ходу вносить бесчисленные поправки и изменения, что ведет к удорожанию работ. Такое головотяпство является одной из причин бюджетных потерь. И это очень досадно! Поэтому строительная тема – предмет нашего самого пристального внимания. Положение дел исправляется, но слишком медленно.

На второе место я бы поставил эффективность использования госимущества и земельных участков. Это актуально, поскольку собственные доходы бюджетов некоторых муниципальных образований на 40?% формируются от использования имущества – от его продажи и сдачи в аренду. Необходимо, чтобы арендная плата была соразмерной, чтобы она индексировалась, исходя из инфляции, чтобы все соответствовало договорным обязательствам и бюджету не наносился ущерб.

А земля – это огромный ресурс, которым обладают область и муниципалитеты. Не всегда он используется эффективно. Сейчас мы изучаем ситуацию и в 1-м квартале доведем результаты до органов исполнительной власти.

Есть нарушения в сфере закупок товаров и услуг для госнужд. В ходе проверок мы анализируем соблюдение закона при проведении конкурсных процедур, формирование цены, по которой совершалась закупка, возможные потери бюджета.

Особое внимание КСП уделяет деятельности подведомственных учреждений, через которые расходуются значительные объемы бюджетных средств. Нарушений при этом выявляется достаточно много. Отдельный вопрос – муниципальные унитарные предприятия. Значительная часть их работает без прибыли, многие убыточны, а бюджет компенсирует эти убытки. Меры по улучшению их работы муниципалитетами не предпринимаются.

– И в то же время МУПы не ликвидируются и не продаются.

– В основном они сосредоточены в сфере ЖКХ. Ликвидируем, придет частник, неизвестно, что будет с тарифом. Это палка о двух концах. Но мы не можем бесконечно соглашаться с ситуацией, когда бюджет тащит на себе убыточные предприятия. И в этом году мы запланировали провести анализ эффективности работы МУПов, посмотреть, что происходит внутри их, нет ли необоснованных трат.

А кому принадлежит идея публиковать на сайте КСП списки недобросовестных подрядчиков? Это общероссийская практика или вятское ноу-хау?

– На сайтах других региональных КСП я такого не видел. Эта идея появилась сама собой. Многие нарушения связаны именно с недобросовестностью отдельных подрядных организаций, которые берут на себя обязательства и не выполняют. Я, например, не могу согласиться с тем, что подрядчик заключает договор в конце года, понимая, что какие то работы в зимнее время он точно провести не может. На что рассчитывает? Поскольку дело касается бюджетных денег, общественно значимых объектов, то и органы власти должны знать, какая подрядная организация ведет себя нечестно, и люди должны знать, кто и как строит. Я не считаю это каким то ноу-хау – это составная часть той информации, которую КСП по закону должна доводить до общественности. А формат определяем мы сами.

Страна должна знать своих «героев»?

– Кстати, наш список вызывает неоднозначную реакцию, особенно у строителей. Обижаются.

Судиться еще не пробовали?

– Намекнули, что собираются.

– А почему заказчики – государственные и муниципальные учреждения – не предъявляют претензий к подрядчикам?

– Проблема гораздо глубже, чем кажется. В последнее время на рынок строительных услуг было выброшено огромное количество бюджетных денег – на модернизацию здравоохранения, образования, капитальный ремонт ветхого и строительство нового жилья. А количество строительных организаций, которые могли бы качественно, в срок выполнять эти работы, быть мобильными, очень мало. В районах их вообще нет. В Подосиновец, например, никто не хочет ехать – далеко! И муниципалитеты иногда хватаются за любое предложение. Часто это становится причиной того, что подписывают акт о приемке невыполненных работ в расчете на то, что подрядчик пообещал их выполнить. Рискуют.

– С другой стороны, если они никого не найдут…

– Их накажут за неосвоенные средства, а в будущем могут лишить финансирования.

Немного о личном

– Скоро у Вас юбилей. Интересно, как Вы относитесь к круглым датам в своей жизни?

– Когда мне было 20, 25, 30 лет, я испытывал чувство радости, а сейчас сожаление – время летит слишком быстро… Многое еще хочется сделать, планов громадье… Но о том, что прожито, что сделано, сожаления, конечно, нет – есть чувство удовлетворения. Ты осознаешь, что в этой жизни что то значишь, что то сделал, у тебя есть опыт, багаж знаний, и ты готов к новым свершениям.

– А о чем мечтает председатель КСП?

– Вы застали меня врасплох… (задумывается). К сожалению, там, где есть бюджетные деньги, всегда присутствовали и лихоимство, и мздоимство, и это было еще при царе Горохе. Поэтому у председателя КСП одна мечта: чтобы в Кировской области были порядок, взаимопонимание, ответственность каждого за то дело, которым он занимается. Ну и поменьше разгильдяйства.

А моя заветная мечта: чтобы жизнь была такой же активной, душа – молодой, а у близких были и здоровье, и удача, и успех.

Беседовала Елена Курбатова