Публикации в СМИ

Интервью председателя Контрольно-счетной палаты Кировской области Ю.Н. Лаптева корреспонденту газеты «Вести. Киров».
«Минимизировать дефицит бюджета».

На пленарном заседании Законодательного Собрания Кировской области принят закон «Об областном бюджете Кировской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Наш корреспондент встретился с одним из участников бюджетного процесса - председателем Контрольно-счетной палаты Кировской области Юрием Лаптевым.

-Юрий Николаевич, какая роль отведена КСП в работе над главным финансовым документом области?

-Процесс работы контрольно-счетной палаты над бюджетом идет непрерывно,  в течение года  анализируем и оцениваем его исполнение.  Но самый активный, ответственный период наступает при подготовке заключения. Нынче, как и в прошлые годы, провели экспертизу разработанного проекта закона об областном бюджете, результаты которой были рассмотрены и утверждены на заседании Коллегии КСП, затем мы с аудиторами представили информацию  на заседаниях профильных комитетов. Надо сказать, что обсуждение проходило активно.

- К каким выводам  пришли контролеры Палаты после анализа разработанного  бюджета,  какие внесли предложения?

- Разумеется. Экспертиза представленного проекта закона об областном бюджете,  проведенная Контрольно-счетной палатой Кировской области, показала, что основные его параметры соответствуют требованиям Бюджетного кодекса РФ.  Бюджет формировался в сложных экономических условиях. Прогноз социально-экономического развития Кировской области предполагает замедление темпов экономического роста по обоим вариантам. За основу формирования бюджета положен второй вариант, предполагающий несколько более высокие показатели. Учитывая, что прогнозируемые на 2014-2016 годы темпы экономического роста, не обеспечивают выполнение задач, поставленных в Стратегии социально-экономического развития области до 2020 года, КСП предложила правительству скорректировать стратегию с учетом изменившейся экономической ситуации.  Последние годы мы отмечаем тенденцию сокращения безвозмездных поступлений из федерального бюджета.  Кроме того, темпы роста экономики Кировской области увеличиваются более медленно, чем растут обязательства государства - все это стало причиной сохраняющегося последние годы большого объема дефицита областного бюджета.

-В основном,  доходная часть бюджета формируется за счет поступления налогов?

- Увеличение налоговых доходов к ожидаемой оценке 2013 г. прогнозируется за счет трех основных источников: НДФЛ, налога на прибыль и акцизов. Хотелось бы отметить, что к 2016 г. в структуре доходов значительно увеличилась доля НДФЛ (до 40 %) при сокращении других  источников дохода, в том числе доли налога на прибыль (26%). По нашему мнению, это свидетельствует о негативных тенденциях в развитии региональной экономики.  Сохраняются риски недопоступления налога на прибыль, и не только потому, что 70 %  объема этого налога формируется предприятиями, зарегистрированными за пределами области. Сложно прогнозируется объем налога, поступающего от крупнейшего налогоплательщика «Завода минеральных удобрений» КЧХК, прибыль которого зависит от конъюнктуры мировых рынков и курса доллара.   

-Как при таком напряженном бюджете решается вопрос с предоставлением налоговых льгот?   КСП анализировала в прошлом году  их эффективность.

- При общем снижении доходов областного бюджета, Контрольно-счетная палата отмечает существенный объем предоставляемых налоговых льгот.  В 250 млн. рублей  оценивается сумма льготы по налогу на прибыль, порядка 100 млн. рублей по налогу на имущество. И это только для частных инвесторов. Существуют еще льготы для сельхозтоваропроизводителей и предприятий переработки. В рамках своих экспертно-аналитических мероприятий в текущем году КСП отмечала, что одним из дополнительных бюджетных доходов могли бы стать  мероприятия по совершенствованию действующего законодательства и оптимизации существующей системы налоговых льгот, а также меры  по повышению качества администрирования предоставляемых льгот.  

- Какие могут быть дополнительные направления увеличения доходов?

В целях поддержки и повышения эффективности малого бизнеса из областного бюджета ежегодно направляются значительные финансовые ресурсы. Однако, при прогнозировании поступлений  налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, данный факт не учитывается. Считаем, что потенциал развития малого бизнеса и влияние мер государственной поддержки должны находить отражение при прогнозе поступлений данного доходного источника. Правительству предложено взнести поправки в методику расчета этого налога.

Неналоговые доходы. Их доля в бюджете  невелика – 2,6-2,7%.  В целях увеличения их поступлений  необходимо активизировать работу по вовлечению земель, находящихся в областной собственности, в хозяйственный оборот. По оценке КСП до 90% этой категории земли  не используется.

Необходимо активизировать работу по взысканию с недобросовестных контрагентов штрафных санкций в претензионно-исковом порядке. Проверки КСП показывают, что выявляются значительные  суммы непредъявленных к нарушителям штрафных санкций, которые являются одной из составляющих данного вида неналоговых доходов.

-Юрий Николаевич,  а как обстоят дела с расходной частью бюджета?

-При прогнозировании расходов прослеживается тенденция  увеличения социальной направленности областного бюджета: расходы на социально-культурную сферу к 2016 году по сравнению с 2013 годом вырастут на 14%, на национальную  экономику – на 4,2%.  При формировании проекта областного бюджета реализован ряд мер по оптимизации расходов.     Кроме этого, в законопроекте сокращен объем межбюджетных трансфертов из областного бюджета в Фонд ОМС по сравнению с 2013 годом в 4,2 раза (с 549 до 130,7 млн. рублей) на финансирование скорой медицинской помощи. В данном случае имеет место нарушение  ст. 51 Закона РФ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», исключающей снижение объемов финансирования по отношению  к предыдущему году.

В 2014-2016 годах сокращаются расходы на капитальное строительство, что повлечёт за собой риски увеличения неэффективности трат бюджета, которые связаны с изготовлением невостребованной проектно-сметной документации и дополнительными расходами на её корректировку. Всего по данным ГРБС не включены в финансирование в налоговом периоде объекты, расходы на ПСД по которым составили 184 мил. руб. При этом на 2014 г. запланировано финансирование проектных работ на реконструкцию кожвендиспансера и  наркодиспансера.  КСП предлагает взять эти объекты  под особый контроль с целью исключения  неэффективных расходов в дальнейшем. 

-Вам не кажется, что в стране, да и в нашей области тоже, «раздуты» штаты  управленческого аппарата?

-Вы правы. Поэтому одним из путей экономии расходов КСП видит в сокращении затрат на обеспечение деятельности подведомственных учреждений. Их количество за два года увеличилось в основном за счет передачи учреждений здравоохранения в областную  собственность. Растут расходы на содержание, в том числе,  и аппарата управления. Учитывая напряжённость бюджета, нами внесено предложение в плановом периоде провести  анализ имеющейся сети подведомственных департаментам и управлениям учреждений с целью её оптимизации.

-И все же Контрольно-счетная палата  рекомендовала депутатам законопроект о бюджете к принятию.

- Дефицит областного бюджета запланирован в максимально возможном значении по Бюджетному кодексу РФ. Прогнозируется увеличение государственного долга, соответственно существенно увеличивается и сумма на его обслуживание.  Таким образом, создаются риски в обеспечении долговых обязательств,  и усиливается зависимость бюджета от кредитов коммерческих банков. Это может негативно сказаться на обеспечении финансовыми ресурсами принятых государственных программ в 2014 году.  Как показал анализ, объем средств, предусмотренных госпрограммами, на 5 млрд. больше, чем запланировано в проекте бюджета. Поэтому мы предлагаем в предстоящем бюджете на новый период принять дополнительные меры по минимизации дефицита, ввести масштабный режим экономии расходов. С учетом этого КСП поддержала принятие представленного законопроекта.  

Артур Бородин.