Интервью председателя Контрольно-счетной палаты Кировской области Ю.Н. Лаптева корреспонденту газеты «Вести. Киров».
«Минимизировать дефицит бюджета».
-Юрий Николаевич, какая роль отведена КСП в работе над главным финансовым документом области?
-Процесс работы контрольно-счетной палаты над бюджетом идет непрерывно, в течение года анализируем и оцениваем его исполнение. Но самый активный, ответственный период наступает при подготовке заключения. Нынче, как и в прошлые годы, провели экспертизу разработанного проекта закона об областном бюджете, результаты которой были рассмотрены и утверждены на заседании Коллегии КСП, затем мы с аудиторами представили информацию на заседаниях профильных комитетов. Надо сказать, что обсуждение проходило активно.
- К каким выводам пришли контролеры Палаты после анализа разработанного бюджета, какие внесли предложения?
- Разумеется. Экспертиза представленного проекта закона об областном бюджете, проведенная Контрольно-счетной палатой Кировской области, показала, что основные его параметры соответствуют требованиям Бюджетного кодекса РФ. Бюджет формировался в сложных экономических условиях. Прогноз социально-экономического развития Кировской области предполагает замедление темпов экономического роста по обоим вариантам. За основу формирования бюджета положен второй вариант, предполагающий несколько более высокие показатели. Учитывая, что прогнозируемые на 2014-2016 годы темпы экономического роста, не обеспечивают выполнение задач, поставленных в Стратегии социально-экономического развития области до 2020 года, КСП предложила правительству скорректировать стратегию с учетом изменившейся экономической ситуации. Последние годы мы отмечаем тенденцию сокращения безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Кроме того, темпы роста экономики Кировской области увеличиваются более медленно, чем растут обязательства государства - все это стало причиной сохраняющегося последние годы большого объема дефицита областного бюджета.
-В основном, доходная часть бюджета формируется за счет поступления налогов?
- Увеличение налоговых доходов к ожидаемой оценке 2013 г. прогнозируется за счет трех основных источников: НДФЛ, налога на прибыль и акцизов. Хотелось бы отметить, что к 2016 г. в структуре доходов значительно увеличилась доля НДФЛ (до 40 %) при сокращении других источников дохода, в том числе доли налога на прибыль (26%). По нашему мнению, это свидетельствует о негативных тенденциях в развитии региональной экономики. Сохраняются риски недопоступления налога на прибыль, и не только потому, что 70 % объема этого налога формируется предприятиями, зарегистрированными за пределами области. Сложно прогнозируется объем налога, поступающего от крупнейшего налогоплательщика «Завода минеральных удобрений» КЧХК, прибыль которого зависит от конъюнктуры мировых рынков и курса доллара.
-Как при таком напряженном бюджете решается вопрос с предоставлением налоговых льгот? КСП анализировала в прошлом году их эффективность.
- При общем снижении доходов областного бюджета, Контрольно-счетная палата отмечает существенный объем предоставляемых налоговых льгот. В 250 млн. рублей оценивается сумма льготы по налогу на прибыль, порядка 100 млн. рублей по налогу на имущество. И это только для частных инвесторов. Существуют еще льготы для сельхозтоваропроизводителей и предприятий переработки. В рамках своих экспертно-аналитических мероприятий в текущем году КСП отмечала, что одним из дополнительных бюджетных доходов могли бы стать мероприятия по совершенствованию действующего законодательства и оптимизации существующей системы налоговых льгот, а также меры по повышению качества администрирования предоставляемых льгот.
- Какие могут быть дополнительные направления увеличения доходов?
В целях поддержки и повышения эффективности малого бизнеса из областного бюджета ежегодно направляются значительные финансовые ресурсы. Однако, при прогнозировании поступлений налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, данный факт не учитывается. Считаем, что потенциал развития малого бизнеса и влияние мер государственной поддержки должны находить отражение при прогнозе поступлений данного доходного источника. Правительству предложено взнести поправки в методику расчета этого налога.
Неналоговые доходы. Их доля в бюджете невелика – 2,6-2,7%. В целях увеличения их поступлений необходимо активизировать работу по вовлечению земель, находящихся в областной собственности, в хозяйственный оборот. По оценке КСП до 90% этой категории земли не используется.
Необходимо активизировать работу по взысканию с недобросовестных контрагентов штрафных санкций в претензионно-исковом порядке. Проверки КСП показывают, что выявляются значительные суммы непредъявленных к нарушителям штрафных санкций, которые являются одной из составляющих данного вида неналоговых доходов.
-Юрий Николаевич, а как обстоят дела с расходной частью бюджета?
-При прогнозировании расходов прослеживается тенденция увеличения социальной направленности областного бюджета: расходы на социально-культурную сферу к 2016 году по сравнению с 2013 годом вырастут на 14%, на национальную экономику – на 4,2%. При формировании проекта областного бюджета реализован ряд мер по оптимизации расходов. Кроме этого, в законопроекте сокращен объем межбюджетных трансфертов из областного бюджета в Фонд ОМС по сравнению с 2013 годом в 4,2 раза (с 549 до 130,7 млн. рублей) на финансирование скорой медицинской помощи. В данном случае имеет место нарушение ст. 51 Закона РФ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», исключающей снижение объемов финансирования по отношению к предыдущему году.
В 2014-2016 годах сокращаются расходы на капитальное строительство, что повлечёт за собой риски увеличения неэффективности трат бюджета, которые связаны с изготовлением невостребованной проектно-сметной документации и дополнительными расходами на её корректировку. Всего по данным ГРБС не включены в финансирование в налоговом периоде объекты, расходы на ПСД по которым составили 184 мил. руб. При этом на 2014 г. запланировано финансирование проектных работ на реконструкцию кожвендиспансера и наркодиспансера. КСП предлагает взять эти объекты под особый контроль с целью исключения неэффективных расходов в дальнейшем.
-Вам не кажется, что в стране, да и в нашей области тоже, «раздуты» штаты управленческого аппарата?
-Вы правы. Поэтому одним из путей экономии расходов КСП видит в сокращении затрат на обеспечение деятельности подведомственных учреждений. Их количество за два года увеличилось в основном за счет передачи учреждений здравоохранения в областную собственность. Растут расходы на содержание, в том числе, и аппарата управления. Учитывая напряжённость бюджета, нами внесено предложение в плановом периоде провести анализ имеющейся сети подведомственных департаментам и управлениям учреждений с целью её оптимизации.
-И все же Контрольно-счетная палата рекомендовала депутатам законопроект о бюджете к принятию.
- Дефицит областного бюджета запланирован в максимально возможном значении по Бюджетному кодексу РФ. Прогнозируется увеличение государственного долга, соответственно существенно увеличивается и сумма на его обслуживание. Таким образом, создаются риски в обеспечении долговых обязательств, и усиливается зависимость бюджета от кредитов коммерческих банков. Это может негативно сказаться на обеспечении финансовыми ресурсами принятых государственных программ в 2014 году. Как показал анализ, объем средств, предусмотренных госпрограммами, на 5 млрд. больше, чем запланировано в проекте бюджета. Поэтому мы предлагаем в предстоящем бюджете на новый период принять дополнительные меры по минимизации дефицита, ввести масштабный режим экономии расходов. С учетом этого КСП поддержала принятие представленного законопроекта.