Публикации в СМИ

МУП сидели на бюджете

Источник публикации: «Бизнес-Новости». 20.01.2014

Неожиданно в начале года вновь «прилетело» МУПам. Правда, на этот раз не городским, а районным. Контрольно-счетная палата области завершила проверку их работы на протяжении трех лет и сделала неутешительные выводы. В частности, глава КСП Юрий Лаптев прямо заявил, что на сегодняшний день МУПы «являются тем каналом, через который можно «уводить» муниципальное имущество». И посетовал на то, что немалое количество сделок по муниципальному имуществу носит «явные коррупционные элементы». В свою очередь, главы районов уверены, что унитарные предприятия — это отживающий вид хозяйствования, а будущее за «вменяемыми бизнес-структурами».

Неэффективная система

То, что ситуация с унитарными предприятиями «сложилась недопустимая», стали понимать, похоже, не только в депутатском корпусе, но и в контролирующих органах. Особенно, в ситуации с огромным бюджетным дефицитом.

 По словам старшего инспектора КСП Елены Пеньковой, проверка бухгалтерско-финансовой деятельности предприятий за три года (2010-2012 гг.) показала убыточность большей части МУПов ввиду неэффективного управления. Так, за проверяемый период общая сумма убытков всех составила 159 млн рублей, а чистой прибыли — 144 млн рублей. При этом, общая кредиторская задолженность организаций составила чуть больше, чем полмиллиарда рублей (599 млн), а дебиторская — 374 млн рублей. Но даже те, кто сработал в «плюс», доходность показывают крайне низкую.

Вообще, согласно материалам проверки, на 1 января 2013 года общее  количество муниципальных унитарных предприятий в области составило 206 единиц (из них 9 МУПов находятся в процедуре банкротства). Более половины из них (54%) осуществляют деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Кстати, именно в жилищно-коммунальной сфере сосредоточена большая часть (около 60%) убыточных предприятий (см. схему). При этом, совокупный размер просроченной дебиторской задолженности предприятий ЖКХ по итогам 2012 года составлял 370 млн. рублей, кредиторской - 576 млн. рублей. Сравните эти цифры с общими, приведенными выше.

По мнению аудиторов, на рост показателей просроченной дебиторской и кредиторской задолженности у предприятий ЖКХ повлиял опережающий рост цен на топливо, электроэнергию, материалы и услуги над ростом устанавливаемых тарифов на коммунальные услуги, ограниченных государственным регулированием, а также значительные долги населения. Однако, сути это не меняет.

 «Результаты аудита показали, что существующая сегодня система организации управления унитарными предприятиями неэффективна и требует реформирования, - заявил по этому поводу руководитель КСП. - Откладывать принятия решений в условиях роста дефицита консолидированного бюджета, по нашему мнению, недопустимо».

 Впрочем, проверяющими отмечены были и положительные моменты. Так, в ходе аудита установлено, что около трети предприятий сферы ЖКХ осуществляют «иные виды деятельности» (как правило, это лесозаготовка и лесопереработка, строительство, предоставление транспортных услуг населению, техническое обслуживание и ремонт автотранспорта, дорожная деятельность), доходы от которой позволяют частично покрыть убытки от основной деятельности. Но вести подобную деятельность имеют возможность (или не имеют желания?) далеко не все.

Поддержка штанов

 Как следует из отчета, дабы хоть как-то выровнять ситуацию, за три года 15 унитарным предприятиям предоставлены взносы в уставные фонды в общей сумме 49 млн рублей (всего, в общей сложности совокупный размер уставных фондов МУПов составил 445 млн рублей).

Впрочем, традиционной формой поддержки унитарных предприятий по-прежнему остаются дотации и субсидии местного и областного бюджетов. Ежегодно объемы бюджетных средств, направляемых на данные цели, увеличиваются - за три года практически в 2 раза (общая сумма 829 млн. рублей). При этом, получателями в основном являются предприятия ЖКХ (63%) и транспортного хозяйства (32%), как обладатели наиболее изношенных имущественных фондов.

 Однако, учитывая плачевное положение МУПов, отдача для местных бюджетов от них в итоге невелика: согласно все тем же результатам проверки — 0,6% от общей суммы неналоговых доходов консолидированнного бюджета области (если в абсолютных цифрах, то это 53 млн рублей). При этом в 40% муниципальных районов и городских округов даже эти платежи в бюджеты перечисляются несвоевременно.

 Деятельность же унитарных предприятий в других сферах (таких как сельское и лесное хозяйство, торговля, бытовое обслуживание), как отмечается, не носит массового характера, имеет сугубо коммерческую направленность, а соответственно, сфера деятельности является высококонкурентной.

 Больше всего аудиторов волнует низкая прибыльность предприятий (только 50% МУПов сработали в «плюс») и сделки с муниципальным имуществом, осуществляемые с нарушением действующего законодательства. Учитывая, что общая оценка стоимости муниципального имущества, находящегося в управлении МУПов, составляет 4,6 млрд рублей, беспокоиться у контрольного органа есть о чем.

 Однако, судя по всему, низкая доходность зачастую волнует только контролирующий орган и руководство региона, но не самих руководителей МУПов. Согласно отчету, несмотря на отсутствие чистой прибыли, руководителям предприятий в девяти районах выплачивалось вознаграждение по результатам работы за год.

 То есть, вопрос о целесообразности существования унитарных предприятий, который уже ранее поднимался, в условиях сложного бюджета скоро будет мигать над головой руководства региона красной лампочкой. Потому что дилемму между восемью тысячами рабочих мест в районах (количество занятых людей в МУПах) и многомиллионными вливаниями из бюджета, с которыми в этом году еще пока не до конца все ясно, надо будет как-то решать.

И если Юрий Лаптев пока говорит об «оптимизации», то руководители районов, на чьих территориях находятся МУПы, как правило, более радикальны.

«Форма муниципального унитарного предприятия, действительно, давно себя изжила, - уверен глава Верхнекамского района Андрей Олин. - Как правило, МУПы «сидят» на бюджете, а сами ничего не хотят делать. Считаю, что проще и качественней «завести» в необходимых отраслях коммерческие компании. Например, ремонт дорог мы отдали частнику на конкурсной основе, и, поверьте, не нарадуемся. А МУП — это уже такая косная форма хоздеятельности... Хотя, конечно, многое зависит от руководителя, однако сильных руководителей найти сейчас непросто. Все на бюджет смотрят: «дайте денег». А количество средств ограничено... В любом случае, будущее за вменяемыми бизнес-структурами».

 Как ни странно, но все опрошенные главы районов со своими недоработками, указанными Контрольно-счетной палатой, согласились (как правило, когда речь идет о проверках областных департаментов, все бывает ровно наоборот), пообещав исправиться в течение месяца.

 Просто песня

 Заключение материала хотелось бы посвятить сделкам с муниципальным имуществом ибо это, как говорит один известный депутат, «просто песня».

Во-первых, КСП волнует наличие у МУПов неиспользуемого имущества, количество которого ежегодно увеличивается (за три года - почти в два раза). Например, в п. Макарье Котельничского района на балансе предприятия находятся очистные сооружения, отключенные за долги по электроэнергии. В п. Светлый Котельничского района по аналогичной причине очистные сооружения не работают свыше семи лет, а водоотведение направлено в лес. Мер к исправлению ситуации со стороны местной администрации не принимается.

 Результаты аудита показывают, что в 40% муниципальных районов реестры муниципального имущества ведутся с нарушением законодательства, содержащиеся в них данные не являются полными и актуальными. В течение трех лет на предприятиях 10 районов не проводилась обязательная инвентаризация имущества. По словам Елены Пеньковой, это приводит не только к искажению данных об имуществе в реестрах, но и к «возникновению рисков утраты имущества». А то, что этими «рисками» всегда есть, кому воспользоваться, известно всем.

 В 30% муниципальных районов и городских округов установлены факты совершения унитарными предприятиями сделок по распоряжению муниципальным имуществом с нарушением законодательства. Продажа имущества, его списание, передача в аренду происходят без согласования с собственником(!), без проведения обязательной независимой оценки, без проведения торгов, без юридического оформления правоотношений(!).

 В частности, отмечены случаи заключения сделок, в которых имеется «личная заинтересованность должностного лица». Если называть вещи своими именами, то это чистой воды коррупция. Правда, пока по всем выявленным случаям идут прокурорские проверки, ни случаи, ни потенциальных виновников называть нельзя.

 Но в отчете некоторые факты все же указаны. Так, в Малмыжском районе при продаже здания лесостолярного цеха одновременно со зданием покупателю неправомерно передано находившееся в цехе оборудование. На продажу данного оборудования у предприятия не только не было разрешения собственника, но и стоимость оборудования не была включена в цену продажи.

 При этом, несмотря на откровенный бардак с учетом муниципального имущества, контроль за деятельностью предприятий в основном осуществляется посредством рассмотрения итогов их деятельности на ежегодных балансовых комиссиях, суть которых сводится к рассмотрению (часто формальному) официальной отчетности и заслушиванию доклада руководителя предприятия.

 «Задуматься есть о чем, не правда ли? - говорит Юрий Лаптев. - И это результаты проверки только 30% унитарных предприятий, расположенных в районах. Кроме рекомендаций, касающихся бизнес-планирования, своевременной инвентаризации имущества и так далее, предлагаю серьезно подумать об оптимизации состава унитарных предприятий. Финансирование деятельности МУПов в условиях сегодняшнего бюджета — это весьма обременительное занятие».

К решению создавшейся ситуации рекомендовано более активно подключить и депутатский корпус. Впрочем, уверенности в том, что и эта мера позволит сдвинуть ситуацию с мертвой точки, тоже нет.

 Светлана Муравьёва