Качество управления финансами возросло
Контрольно-счетная палата Кировской области подвела итоги своей работы за 2014 год. Особое внимание в отчетном году уделялось анализу проблем и перспектив увеличения доходов региона, оценке результативности бюджетных расходов.
План работы был выполнен в полном объеме и в установленные сроки. Результаты работы депутатам регионального Заксобрания доложил ее председатель Юрий Лаптев.
Недочеты устранили
10 февраля глава региональной контрольно-счетной палаты (КСП) Юрий Лаптев представил губернатору Кировской области Никите Белых отчет о работе палаты в 2014 году. По словам Юрия Николаевича, в течение года специалисты провели 61 контрольное и экспертно-аналитическое мероприятие. Проверками было охвачено свыше 17 млрд. рублей или почти 30% от общего объема областного бюджета. Юрий Лаптев отметил, что итоги работы контрольно-счетной палаты свидетельствуют о повышении качества управления финансами. Также отмечается существенное снижение объемов неэффективного использования бюджетных средств.
В результате проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий выявлено, что те или иные нарушения были допущены при использовании средств на сумму 1,65 млрд. рублей (9,5% от общего объема проверенных). Как подчеркнул Юрий Николаевич, нет проблемы нецелевого использования средств, расхищения денег. Более 80% нарушений связано с нарушением бухгалтерского учета. При этом 92,5% выявленных недочетов на сумму более 1,5 млрд. рублей успешно устранили. По представлениям КСП к дисциплинарной и иной ответственности привлечено 45 должностных лиц, 70% из них занимали руководящие должности.
Юрий Николаевич также особо отметил эффективно действующую систему взаимодействия КСП и правительства области, направленную на объективную оценку каждой ситуации. Чтобы повысить эффективность государственного и муниципального контроля и усилить ответственность органов власти за результаты своей деятельности, контрольно-счетная палата ввела в практику проведение расширенных коллегий. На них рассматривались итоги различных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. В работе принимали участие губернатор Кировской области, его заместители, главы муниципальных образований. Все это способствует повышению качества управления финансами, укреплению финансовой дисциплины, снижению объемов неэффективного использования бюджетных средств.
Глава КСП информировал главу региона, что в этом году контрольно-счетная палата планирует провести десять экспертно-аналитических и 17 контрольных мероприятий. Продолжится поиск резервов для укрепления доходной части бюджета области. Планируется проверить поступление доходов от аренды имущества, находящегося в областной и муниципальной собственности. Будет дана оценка эффективности предоставления частным инвесторам льгот по налогу на прибыль. КСП Кировской области продолжит взаимодействовать с контрольно-счетными органами муниципалитетов. Дальнейшее развитие получит сотрудничество с правоохранительными и контролирующими органами.
В свою очередь Никита Белых подчеркнул, что правительство области высоко оценивает взаимодействие с контрольно-счетной палатой и планирует в ближайшее время предложить новые форматы совместной работы.
Экспертно-аналитическая деятельность
В прошлом году палата осуществляла предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением областного бюджета и бюджета Кировского территориального фонда обязательного медицинского страхования. Кроме того, она готовила заключения по проектам региональных нормативно-правовых актов.
По результатам экспертизы проекта областного бюджета на 2015 год и плановый период 2016-17 годов отмечено, что основные направления бюджетной политики предполагают активизацию работы органов МСУ по расширению доходной базы, повышение эффективности бюджетных расходов и проведение сдержанной долговой политики. Проект формировался с учетом неблагоприятных макроэкономических условий, которые не позволят обеспечить необходимый уровень собственных доходов региона. Так, планируемый рост налоговых и неналоговых доходов на 2015 год превысит ожидаемую оценку 2014 года только на 2,9%.
В заключении контрольно-счетной палаты также отмечено, что из-за снижения плановых показателей расходов областного бюджета на 2015 - 2017 годы финансирование 19 из 26 государственных программ потребуются сократить. В этой связи органам исполнительной власти региона предложено уточнить параметры проектов с учетом планируемых вложений.
КСП также указала на недостаточный объем бюджетных ассигнований на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Этот вопрос поддержан депутатами Заксобрания области и будет рассмотрен в ходе исполнения бюджета.
В целях повышения эффективности расходов региональному правительству рекомендовано снизить объем выпадающих доходов за счет совершенствования областного законодательства. Кроме того, необходимо провести инвентаризацию действующих мер социальной поддержки на предмет дублирования категорий получателей и более активно оптимизировать бюджетные организации.
Результаты экспертно-аналитических мероприятий выявили основные проблемы в увеличении доходов региона. Так, несмотря на выполнение различных мероприятий органами исполнительной власти области и муниципалитетами, ситуация с поступлениями доходов в бюджет не улучшилась. По итогам 2013 года рост налоговых и неналоговых доходов муниципальных образований в консолидированном бюджете области составил 107% (при индексе потребительских цен 107,5%). Он был обеспечен повышением заработной платы бюджетников, увеличением корректирующих коэффициентов для отдельных видов деятельности, отменой льгот по налогу на имущество для бюджетных учреждений. В большинстве муниципалитетов нет перспективной экономической базы. Работа по изысканию внутренних резервов для пополнения доходов местных бюджетов ведется недостаточно эффективно.
КСП также провела анализ эффективности использования лесного фонда, переданного в аренду в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов за 2012-2013 годы. Оказалось, что поступления налогов в бюджет области от предприятий, реализующих инвестиционные проекты, в 1,6 раза выше, чем в среднем по лесопромышленному комплексу. Аналогичное соотношение установлено по налогу на прибыль и доходы физических лиц, региональным налогам. При этом бюджетная эффективность достигается в основном за счет крупных инвесторов, таких как ЗАО «Красный якорь», ООО «Вятский фанерный комбинат».
В ходе проверок эффективности использования имущества КСП выявила дополнительные резервы поступлений в бюджет. Так, в муниципалитетах области зафиксировано значительное количество неиспользуемого имущества (315 объектов). В основном это здания сферы образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, которые требуют постоянных расходов на содержание. При этом в отдельных муниципальных образованиях вообще не осуществляется учет подобных объектов.
Специалисты палаты также отмечают, что процесс приватизации в Кировской области не носит системного характера, малоэффективен и проводится с многочисленными нарушениями. Планирование процесса приватизации осуществляется формально. Так, не закрепляются критерии и условия технической готовности объекта к продаже, не учитывается целесообразность продажи, отсутствует контроль со стороны представительных органов муниципальных образований и так далее.
Контрольная деятельность
В 2014 году КСП провела внешние проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов муниципалитетов. Установленные нарушения и недостатки большей частью были связаны с несоответствием отдельных нормативных правовых актов требованиям действующего законодательства, искажением отчетных данных. Нарушения бюджетной отчетности устранены в Кильмезском, Нагорском, Фаленском районах и ЗАТО Первомайский. По итогам проведенной проверки департаменту финансов Кировской области рекомендовано усилить контроль за этой сферой.
Также КСП проверила законность и результативность использования межбюджетных трансфертов, предоставленных муниципалитетам и бюджета региона. Выявлено, что средства из области поступают поздно, несвоевременно оформляется необходимая документация в муниципалитетах. Кроме того, во всех проверенных районах межбюджетные трансферты освоены не в полном объеме. Например, в Нагорском районе не использовали 992,3 тыс. рублей, которые получили еще в 2012 году. Основная причина – невыполнение подрядными организациями работ по муниципальным контрактам.
Кроме того, установлены нарушения при расходовании межбюджетных трансфертов в Свечинском районе. Выявлены факты приемки и оплаты невыполненных работ по субсидиям на капитальный ремонт многоквартирных домов и ремонт объектов спорта. Кроме того, КСП отметила неэффективное расходование средств, составление подложных документов, неправомерное изменение условий договоров.
Проведена также проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных в 2013 году на содержание психоневрологических интернатов. Всего на эти цели в 2013 году область выделила 469,9 млн. рублей. Напомним, департамент социального развития перевел организацию питания трех психоневрологических интернатов (Рублевский, Климковский, Новомедянский) на аутсорсинг. Контрольно-счетная палата отметила, что этот переход оказал положительное влияние на качество питания больных, не повлек дополнительных расходов бюджета и позволил руководителям учреждений сосредоточиться на своей профильной деятельности. Но по итогам контрольного мероприятия установлено 654 нарушения на общую сумму 9,5 млн. рублей. Так, питание проживающих в психоневрологических интернатах производилось с превышением норм по отдельным продуктам (муке, макаронным изделиям, сахару), при этом инвалиды зачастую получали меньше установленной нормы мяса, рыбы, отдельных видов молочной продукции.
Допускались ошибки при исчислении и взыскании платы за стационар. В ходе контрольного мероприятия установлено, что средства отдельных граждан длительное время находятся без движения на лицевых счетах. Невостребованными являются деньги умерших граждан. В среднем по интернатам эта сумма составляет от 500 тыс. рублей до 5 млн. рублей. Всего на счетах 718 умерших в десяти интернатах числится 21,1 млн. рублей.
В ходе проверки установлены также факты представления подрядчиками подложных банковских гарантий. Контрольно-счетная палата отмечает, что в случае невыполнения подрядчиками государственных контрактов наличие недостоверных банковских гарантий исключает возможность обращения взысканий в кредитную организацию.
Областные программы
КСП также проанализировала реализацию трех целевых программ управления по делам молодежи Кировской области («Молодежь Кировской области», «Студенчество Вятки» и «Патриоты Вятки»). Всего на их выполнение выделили 43,2 млн. рублей. Без сомнения, реализация этих проектов оказала положительное влияние на развитие региональной молодежной политики. Активно проводились мероприятия патриотической направленности в студенческой среде, во всех учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования области созданы студенческие общественные формирования. Кроме того, почти на всей территории региона работают военно-патриотические клубы и поисковые отряды.
Вместе с тем проверка показала, что сложившаяся в сфере молодежной политики система распределения, использования и контроля бюджетных средств не в полной мере соответствует основным требованиям законодательства и бухгалтерского учета. Контрольно-счетная палата выявила 271 нарушение на сумму 18,2 млн. рублей, что составляет 42,1% от общего объема проверенных средств.
Кроме того, КСП отметила неудовлетворительную постановку бухгалтерского учета, низкое качество документооборота, отсутствие контроля за расходованием денег. По итогам проверки руководитель управления по делам молодежи Кировской области отстранен от занимаемой должности. Управление устранило 85% нарушений на сумму 15,5 млн. рублей.
Проверила палата и законность использования бюджетных средств, выделенных на выполнение инвестиционных программ и проектов развития инфраструктуры муниципалитетов за 2012-2013 годы. Всего за проверяемый период на реализацию проектов по поддержке местных инициатив (ППМИ) выделили 683,1 млн. рублей: область – 493,1 млн. рублей, граждане, муниципалитеты и спонсоры – 190 млн. рублей. За счет этих денежных средств воплотили в жизнь 700 инициатив кировчан в сфере дорожного и коммунального хозяйства.
Контрольное мероприятие подтвердило высокую социальную эффективность объектов, построенных в рамках ППМИ. Из 492 проверенных не используются только шесть, в основном по причине допущенных подрядчиками технических недоделок. Но в ходе контрольного мероприятия установлено, что по вине администраций муниципальных образований остались не реализованными четыре проекта на сумму 1,9 млн. рублей (средства возвращены в областной бюджет). Это случилось из-за того, что затягивались необходимые организационные процедуры, некачественно готовилась проектная документация.
Установлено более 80 фактов несвоевременной оплаты заказчиками работ, выполненных на объектах ППМИ подрядчиками. Это свидетельствует о низком уровне финансовой дисциплины в муниципальных образованиях. Кроме того, работы не были выполнены в полном объеме по 34 объектам ППМИ. Материалы проверок переданы в прокуратуру Кировской области, по результатам их рассмотрения к административной, дисциплинарной и материальной ответственности привлечено 23 лица.
По предложению губернатора КСП также проверила законность расходования бюджетных средств, выделенных на строительство, реконструкцию и ремонт объектов физкультуры и спорта. И здесь результаты проведенного аудита свидетельствуют о недостаточной эффективности бюджетных расходов. Всего в ходе проверки КСП выявила 483 нарушения и недостатка на сумму 140,8 млн. рублей.
Например, при проектировании и строительстве Дворца единоборств в Кирове не были учтены все необходимые нормативы. Из-за этого дети сейчас не могут заниматься в залах, находящихся на цокольном этаже. Спортивные сооружения ВятОСДЮСШОР спроектированы и реконструированы с многочисленными отступлениями от норм. Система отопления катка «Дымка» не обеспечивает необходимый температурный режим в раздевалках, зале хореографии и других помещениях. После проверки проектное решение изменено, завершается переустройство объекта.
Нарушения, связанные с выполнением работ по некачественной или непроверенной проектной документации, установлены в Лебяжском, Омутнинском, Кикнурском, Орловском, Куменском и других районах. В ряде муниципалитетов отмечены факты неэффективного использования построенных и отремонтированных спортивных объектов. Так, культурно-спортивный комплекс в Лебяжском районе загружен лишь на 9% от возможностей, при этом затраты на его ремонт составили 2,9 млн. рублей. Теннисный корт в Котельниче (стоимость 302 тыс. рублей) не использовался с момента ввода в эксплуатацию. А в октябре 2014 года на его месте построили спортивную площадку стоимостью 1,4 млн. рублей.
Также проведена проверка эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственной программы Кировской области «Развитие культуры» в 2013 - 2014 годах. КСП выявила факты неэффективного использования бюджетных средств и муниципального имущества находящегося в распоряжении учреждений культуры. Кроме того, процесс создания новых туристических проектов был существенно затянут, реестр объектов культурного наследия Кировской области не сформирован. Всего по итогам мероприятия установлено финансовых нарушений на сумму 128 млн. рублей, что составляет 13,6 % от общей суммы выделенных ассигнований. В адрес проверенных учреждений направлено 50 представлений по устранению выявленных нарушений и замечаний.
Еще одна проверка контрольно-счетной палаты установила, что областным Фондом поддержки предпринимательства допускались нарушения при осуществлении расходов на текущую деятельность (в том числе неправомерные расходы на премирование директора в размере 1 млн. 480 тыс. рублей). Выявлены нарушения и недостатки в деятельности муниципальных фондов. Допускалась выдача займов предпринимателям, не представившим необходимых документов, предусмотренных правилами выдачи займов. При недостаточности финансовых ресурсов местных бюджетов эта проекты носили формальный характер, не выполнялись мероприятия и показатели программ.
Закупки
Со вступлением в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» у контрольно-счетной палаты появились новые полномочия по проведению аудита эффективности государственных закупок.
Первую проверку КСП провела в управлении охраны и использования животного мира Кировской области. Выводы по его итогам свидетельствуют о низкой эффективности государственных закупок, одной из причин которой является сложность перехода на контрактную систему как для заказчиков, так и для участников закупок. Экономия денежных средств в результате снижения начальной цены на аукционах и запросах котировок составила только 1%, половина объявленных процедур не состоялась.
В числе выявленных нарушений: некачественное планирование закупок, завышение начальной цены контракта, необоснованное отклонение заявки на участие в электронном аукционе, ненадлежащее проведение экспертизы при приемке товаров, работ, услуг. Кроме того, специалисты отметили отсутствие ведомственного контроля за соблюдением требований нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.