Публикации в СМИ

Лес — наше богатство.

Источник публикации: газета «Вятский край», 25.01.2015

Контрольно-счётная палата Кировской области провела анализ эффективности использования лесного фонда, переданного в аренду в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов, за 2012-2013 годы. Что же показала эта проверка? Насколько грамотно и рачительно использовали арендаторы выделенные им лесные массивы? С этих вопросов и началось наше интервью с председателем КСП Ю. Н. Лаптевым. 

- В эти годы на территории нашего региона были приняты к реализации 9 приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, - подчеркнул Юрий Николаевич. - Это позволило привлечь в лесопромышленный комплекс Кировской области инвестиции на сумму около 8 млрд. рублей. При этом подвергся основательной модернизации ряд прежних производств, были созданы новые рабочие места, существенно выросла налогооблагаемая база.

Департамент лесного хозяйства заключил с предприятиями-инвесторами 83 договора аренды лесных участков общей площадью 1,6 млн. га. Это 27 процентов  от всей площади земель лесного фонда Кировской области, сданных в аренду. При этом инвесторам предоставлялась льгота в виде понижающего коэффициента к ставке платы – 0,5. Соответственно экономия за счёт применения льготной арендной ставки составила более 168 млн. рублей.

Проведенный анализ показал, что поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет области в расчете на 1 м³ объема заготовленной древесины от предприятий, реализующих инвестиционные проекты, в 2013 году составляли 135 рублей. (Для сравнения, у других предприятий лесопромышленного комплекса этот показатель на уровне 80 рублей).

Аналогичное соотношение по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет области, налогу на доходы физических лиц и региональным налогам.

Соответственно, бюджетная эффективность использования 1 м³ заготовленной древесины предприятиями, арендующими лесные участки для реализации приоритетных инвестиционных проектов, для Кировской области в 2013г. была в 1,6 раза выше, чем в среднем по лесопромышленному комплексу. (Годом ранее это соотношение составляло даже 2,9 раза). Впрочем, достигалась эта эффективность, в основном, за счет крупных инвесторов. Таких, как ЗАО «Красный якорь» и ООО «Вятский фанерный комбинат».

- И что, при реализации проектов не возникало никаких проблем?

- Проблемы были, связанных в том числе и с несовершенством законодательной базы. Например, не исключена возможность включения в Перечень инвестпроектов неэффективных инвесторов, целью которых может являться простая продажа заготовленной древесины, а не её глубокая переработка.

Отмечу также, что большинство инвесторов (семь из девяти) нарушали свои обязательства по договорам аренды лесных участков: лесовосстановительные работы выполнялись ими только после соответствующих проверок департамента лесного хозяйства.

На бюджетную эффективность инвестпроектов может оказывать влияние и фактор, характерный для системы лесозаготовки в целом, когда предприятия-инвесторы для заготовки древесины привлекают сторонние организации. А те, по данным контролирующих, часто используют технику, не зарегистрированную в установленном порядке и за нее не уплачен транспортный налог... Или рабочие места создаются без официального оформления трудовых отношений. В результате  не уплачиваются НДФЛ и иные налоги от предпринимательской деятельности...

- Какие же проекты оказались неэффективными?

- Результаты анализа свидетельствуют, что 3 инвестиционных проекта из 9 неэффективны. Конкретно это:

- проект «Создание лесоперерабатывающего производства по глубокой переработке древесины ООО «СеверДомСтрой»;

- проект «Создание лесоперерабатывающего предприятия на основе лесосырьевой базы Свечинского лесничества» ООО «Шабалинский деревообрабатывающий завод»;

проект «Развитие малоэтажного домостроения и модернизация лесоперерабатывающих производств на базе подразделений «Кировлес» ООО «Лесохозяйственная управляющая компания».

Эти предприятия нарушили сроки реализации инвестиционных проектов: отставание  составило более 2 лет. Не выполнены обязательства по модернизации действующего производства (не закуплено запланированное оборудование) и расширению номенклатуры выпускаемой продукции (объемы производства остались значительно меньше плановых). По этим проектам направлены заявки в Минпромторг России об исключении из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

В случае принятия министерством решения об исключении этих инвесторов из перечня, они будут обязаны доплатить арендную плату за пользование лесными участками на сумму более 50 млн. руб.

Кроме того, еще четыре инвестиционных проекта  - ЗАО «Стройлес», ООО «ЛесТехснаб плюс», ООО «Северо-Западная лесная компания» и ОАО «Нововятский лыжный комбинат» -  реализуются с отступлениями от обязательств, заявленных при включении в перечень приоритетных инвестиционных проектов. В частности, предприятиями не обеспечен плановый объём и ассортимент продукции, допущены отступления от концепции проекта по видам инвестиций, выявлено отставание от графиков инвестиций...

В связи с тем, что анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий-инвесторов со стороны органов власти из-за отсутствия законодательных полномочий затруднен,  снижается и возможность своевременно реагировать на причины ухудшения финансового состояния предприятий и связанного с этим замедления реализации инвестпроектов.

Например, в ходе реализации проектов часть инвесторов допускала необоснованное завышение объема инвестиций. Происходило это за счет включения в инвестиционные затраты полной стоимости приобретаемого в лизинг оборудования, а не лизинговых платежей без учета маржи лизингодателя. Или  за счет принятия в качестве инвестиций затрат, которые к инвестициям совсем не относятся (ремонт улиц). В настоящее время все эти нарушения устраняются.

- Анализ проведен. Что дальше?

По мнению Контрольно-счётной палаты, деятельность органов исполнительной власти на региональном уровне недостаточно регламентирована. Отсутствуют единые основания для принятия решения о направлении предписания инвесторам или заявления в Минпромторг России об исключении инвестора из перечня либо о продолжении реализации проекта с изменением его концепции. Не регламентированы и сроки принятия таких решений. Кроме того, перспективы развития инвестиционных проектов тормозятся сегодняшней банковской политикой, предполагающей довольно высокие кредитные ставки, что может закрыть дорогу потенциальным инвесторам.

По итогам проведенного анализа информация и предложения о повышении эффективности реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов направлены губернатору Кировской области, депутатам Законодательного Собрания нашего региона.

Подготовил В.Семенов.