Результаты контроля

Информация о результатах проверки использования муниципальными образованиями средств областного бюджета, выделенных на дорожную деятельность в 2013 – 2015 гг.

Субсидии муниципальным образованиям из областного бюджета на дорожную деятельность и местное софинансирование за проверенный период составили 2 918,2 млн. руб. Контрольно-счётной палатой Кировской области совместно с муниципальными контрольно-счётными органами проведены проверки во всех муниципальных районах и городских округах, за исключением Белохолуницкого, Богородского районов, г. Кирова.

На выделенные средства осуществлялось содержание 10983,6 км автомобильных дорог, проведён ремонт 44,2 км автомобильных дорог и 81,5 км улично-дорожной сети, 14 мостов (544,4 пог. м), проведена паспортизация 2352 км дорог. Обеспечены круглогодичной связью с  сетью автомобильных дорог общего пользования 10 сельских населенных пунктов: построено 14,3 км сельских автодорог, построено (реконструировано) 2 моста (96,5 пог. м). Проведён капитальный ремонт 259 дворовых территорий многоквартирных домов (178,1 тыс. м²) и 18 проездов к многоквартирным домам (16,7 тыс. м²).

Однако систематическое недофинансирование отрасли не позволяет обеспечить положительную динамику качества муниципальных автомобильных дорог. Доля автомобильных дорог местного значения, не удовлетворяющих нормативным требованиям, составляет более 85 %.

В 2014 году из-за недостатка средств областного дорожного фонда недофинансирование субсидий по уже доведённым лимитам бюджетных обязательств составило 74,8 млн. руб., в том числе по уже принятым обязательствам 64,5 млн. руб. что привело к практически повсеместной просрочке оплаты выполненных дорожных работ в муниципальных образованиях и создало риск уплаты штрафных санкций по искам подрядчиков. Расходы на такие штрафы, в частности, имели место в Юрьянском и Оричевском районах.

При планировании дорожной деятельности на местном уровне нарушаются требования Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…». В большинстве муниципальных образований не утверждены муниципальные нормативы финансовых затрат на выполнение дорожных работ (в поселениях); не проводится или проводится ненадлежащим образом (визуально, без инструментального контроля) оценка технического состояния дорог. Хотя нормативы финансовых затрат и результаты оценки состояния дорог должны служить основанием для проведения работ по ремонту и содержанию.

Муниципальная нормативно-правовая база, регламентирующая планирование и расходование бюджетных средств на дорожную деятельность, до настоящего времени в Кировской области сформирована не полностью. Отсутствие нормативных актов не позволяет получать в бюджет дополнительные доходы, снижает эффективность планирования и использования бюджетных средств. На данные нарушения Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ Контрольно-счётная палата неоднократно (по итогам проверок 2011 г. и 2013 г.) указывала органам местного самоуправления и министерству транспорта Кировской области. Принятые министерством транспорта и муниципальными образованиями меры в течение 5 лет ситуацию существенным образом не изменили.

В нарушение требований Бюджетного кодекса РФ не обеспечена полнота формирования бюджетных ассигнований муниципальных дорожных фондов. Ассигнования формируются в объёме меньшем, чем предусмотренные решением о бюджете поступления доходных источников дорожных фондов (акцизов на нефтепродукты, штрафных санкций, взысканных с подрядчиков, и др.); не учитывается остаток бюджетных ассигнований, неиспользованных в предыдущем финансовом году.

Так, ассигнования дорожного фонда Орловского района в 2015 году занижены на 2 407,2 тыс. руб. (занижен объём доходов дорожного фонда, и не учтён остаток ассигнований, неиспользованных в 2014 году).

Ассигнования дорожных фондов Красноярского, Шварихинского, Перевозского, Рябиновского и Татауровского сельских поселений Нолинского района в 2015 году занижены на общую сумму 950,2 тыс. руб. (не учтён остаток ассигнований, неиспользованных в 2014 году).

Ассигнования дорожного фонда Кумёнского района в 2014 году занижены на 794,4 тыс. руб. (занижены ассигнования за счёт поступлений от акцизов на нефтепродукты).

Нарушения при формировании дорожных фондов выявлены также в Верхошижемском, Малмыжском, Кирово-Чепецком, Кильмезском, Мурашинском, Даровском районах.

Занижение бюджетных ассигнований дорожных фондов с последующим снижением объёмов дорожных работ повышает риск дополнительных расходов на уплату административных штрафов за ненадлежащее содержание автодорог. Например, из бюджета Даровского городского поселения Даровского района на основании постановлений ГИБДД и судебных решений в 2014 – 2015 гг. выплачены такие штрафы на общую сумму 550 тыс. руб.

 

По-прежнему сохраняется высокий уровень нарушения подрядчиками договорных сроков выполнения работ. Низкому уровню ответственности подрядных организаций способствует ненадлежащее проведение муниципальными заказчиками претензионной работы: проверкой выявлено непредъявление, несвоевременное или неполное предъявление штрафных санкций на общую сумму 12,8 млн. руб.

Проверкой установлены отдельные факты нецелевого использования бюджетных средств на общую сумму 235,2 тыс. руб. в Подосиновском и Малмыжском районах. Средства дорожных фондов расходовались на заработную плату, публикацию объявлений, оплату работ на объектах, не относящихся к дорожной инфраструктуре.

Также выявлено неэффективное использование бюджетных средств и муниципального имущества на сумму 10,2 млн. руб., завышение расходов на сумму 1 млн. руб., использование средств с нарушением законодательства (в первую очередь, законодательства о закупках) на сумму 28,2 млн. руб.

По результатам проверки контрольно-счётными органами направлено 59 представлений для принятия мер по устранению выявленных нарушений. К дисциплинарной и иной ответственности привлечены 14 должностных лиц. Отчёт об итогах контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание области, Губернатору области, главам муниципальных образований и в областную прокуратуру. На 1 февраля устранены нарушения на сумму 50,5 млн. руб., приняты 29 муниципальных нормативных правовых актов.


Для увеличения нажмите на картинку

Более 85 % муниципальных дорог не соответствуют нормативным требованиям


Для увеличения нажмите на картинку

Покрытие дороги после реконструкции моста через р. Волосница в Мурашинском районе